Столичный пенсионергейт, или что на самом деле сказала Елена Короткова? | 360°

23 октября 2018, 03:25

Столичный пенсионергейт, или что на самом деле сказала Елена Короткова?

Читать 360 в

Издание «Коммерсант» 18 октября опубликовало в своем приложении и на официальном сайте мнение руководителя центра городской экономики КБ «Стрелка» Елены Коротковой. Речь шла о сдерживании джентрификации социальным государством. В течение пяти суток пользователи социальных сетей, мессенджера Telegram, а также всевозможные СМИ муссировали тему. Наконец появился и комментарий партнера КБ «Стрелка», архитектурного критика, журналиста Григория Ревзина. Станут ли его слова финалом обсуждения скандальных высказываний и что додумали за Елену Короткову журналисты и рядовые россияне?

«Коммерсант» написал, что, по мнению Елены Коротковой, можно говорить лишь об отдельных примерах джентрификации в России.

Реклама

Короткова привела в пример Остоженку — район, который в 80-х считался «средним», а в 90-х и начале нулевых там «масштабную территорию полностью заняли дома, ориентированные на платежеспособный спрос». Другой демонстрацией процесса джентрификации эксперт считает замещение «аудитории» вокруг станций метро «Фрунзенская» и «Парк культуры». По мнению сотрудницы КБ «Стрелка», джентрификация сильно тормозится из-за «социальной ориентированности государства».

Джентрификация — реконструкция пришедших в упадок городских кварталов с помощью притока более состоятельных жителей. В результате джентрификации происходит повышение среднего уровня доходов населения района за счет замены жителей с низкими доходами на более состоятельных

«Дело в том, что классическая капиталистическая модель развития города не предполагает, что в его центре могут жить пенсионеры и люди с доходом ниже среднего. Это может прозвучать жестко, но объективно недвижимость в центре любого крупного города дороже жизни на периферии», — заявила Елена Короткова.

По ее словам, «условная пенсионерка», освобожденная по российским законам от уплаты налога на имущество, может «без проблем жить в шестикомнатной квартире в высотке на Котельнической набережной». В случае введения налога старушке пришлось бы сдать свое жилье «платежеспособной аудитории», а самой переехать в более дешевую квартиру.

Эксперт указала и на другой механизм джентрификации, который касается нежилых кварталов. Она привела в пример территории «Флакона», «Электрозавода», «Красного Октября», где оборудовали свои мастерские представители творческих профессий. Арендная стоимость была невысока, зато эти места быстро стали модными и востребованными. А затем на эти территории пришла и «городская буржуазия», открылись дорогие рестораны, что привело к повышению стоимости аренды. Художники съехали, и «один класс заменился другим».

«Джентрификация всегда выгодна городу. Процесс обеспечивает повышение стоимости недвижимости, следовательно растет объем собираемых с нее налогов и поступлений в городскую казну. Районы становятся намного спокойнее: из них уходят маргинальные элементы», — привел слова Елены Коротковой «Коммерсант».

Обратной стороной джентрификации сотрудница КБ «Стрелка» считает «рост социального напряжения», так как люди «не рады необходимости покидать привычные для жизни районы».

«Яркой иллюстрацией здесь служит Берлин. Местное население активно собирает митинги, выступая против любого благоустройства районов. Жители отлично понимают: сегодня здесь разобьют новый парк, а завтра это скажется на стоимости недвижимости, а значит, и жизнь в собственном районе окажется со временем непосильно дорогой», — этим примером и заканчивается материал «Коммерсанта».

Telegram-каналы

Одними из первых на заявления Елены Коротковой отреагировали Telegram-каналы. «Беспощадный пиарщик» сообщил некоторые факты биографии экономиста КБ «Стрелка».

«Елена Короткова приехала к нам в нерезиновую из солнечного Казахстана, из города Тараз (в советское время Джамбул) с населением 350 тысяч человек. Понятно, что Елене в большом городе с непривычки страшно, а тут ведь еще надо на студию в Химарях заработать», — сказано в сообщении.

Вырвав фразы из контекста и проиллюстрировав все это скриншотами, «Беспощадный пиарщик» перевел слова Коротковой на «человеческий язык»:

Завершается серия постов скриншотами со страницы Facebook Елены Коротковой, где авторы канала указывают, что еще в 2012 году у девушки были совсем другие интересы:

Автор Telegram-канала «Красный Сион» поделился с читателями своим видением ситуации.

«Я живу в центре, в Замоскворечье, и на собственном опыте могу сказать, что в центре, наоборот, жить дешевле, чем на окраине и тем более в пригороде. Подавляющая часть офисных и административных работников работает в центре. Дорога туда и обратно обычно у них занимает 1,5-2 часа в день. А время сегодня — деньги. Во-вторых, по стоимости продуктовых тоже уже нет разницы между центром и окраиной — „Дикси“ и „Магниты“ есть уже и в километре от Кремля. В-третьих, жизнь в центре опрятней и безопасней, а это тоже в нынешнее время немало стоит», — сказано в сообщении.

Мнение Ревзина

Свое мнение (спустя пять суток после выхода материала о джентрификации) выразил партнер КБ «Стрелка» российский историк и искусствовед, архитектурный критик, спецкорреспондент ИД «Коммерсант» Григорий Ревзин. На своей странице в Facebook он попытался разъяснить всем непонимающим, что на самом деле хотела сказать Елена Короткова. Ревзин убежден, что Короткова стала «жертвой хейт-кампании».

«Не знаю, это лично против нее или против Стрелки (она на Стрелке -- директор лаборатории экономики), но ее пятый день обвиняют в том, что она хочет выселить пенсионеров из центра. Ну и все сопутствующее. Социал-дарвинистка, фашистка, аморалка и т.д», — написал Григорий Ревзин (орфография и пунктуация автора сохранены).

По мнению Ревзина, Короткова «не предлагала никого ниоткуда выселить».

«Она высказалась как специалист — сказала, что при капитализме жилье в центре стоит дорого, и если пенсионерам не помогать, пенсии не хватит. Это что кому-то может быть непонятно?» — спросил журналист.

Под постом многие подписчики поддержали Ревзина.

«Публике вот этого достаточно, чтобы линчевать эксперта: «Джентрификация всегда выгодна городу», — написал Юрий Кочетков.

«Мне кажется, она во многом стала жертвой вырванной из контекста фразы, использованной кем-то в качестве "сенсационного" заголовка. Безотносительно к "хайпу" должен сказать, что термины "капитализм" и "городская буржуазия" звучат в устах этой молодой женщины как анахронизм. Что-то из Диккенса», — заметил Сергей Кавтарадзе.

Ответная реакция

Само собой, после объяснений Григория Ревзина в Telegram поднялась новая волна обсуждений.

Журналист «Московского комсомольца» Дарья Тюкова также опубликовала материал, посвященный неоднозначным высказываниям Коротковой. Она недоумевает, почему они вызывали «такую истерику» в социальных сетях.

«Здесь нет [в статье Коротковой] ни слова о том, что пенсионеров нужно срочно вывезти за 101-й километр. Ни слова о том, что пенсионеры, гады такие, зажились в своих высотках. Ни слова о том, что это неправильно. Только лишь констатация факта: если бы не льготы, было бы одиноким пенсионерам жилье в центре не по карману. Причем речь не только об освобождении от налога на недвижимость, но и о скидке на услуги ЖКХ (что тоже сжирает несколько тысяч). Да, это грустно. Но ведь правда», — написала журналистка.

Корреспондент издания уверена, что правильного ответа в данной ситуации попросту нет. Зато есть выбор, где и как жить.

«Сейчас — меняется в пользу бабушек. Недавно видела недорогой сетевой супермаркет на первом этаже как раз таки высотки на Котельнической. И еще один — на пересечении Покровки и Бульварного кольца. И даже если причина тому — кризис, а не поддержка социально незащищенных старичков, то все равно не вижу повода не порадоваться», — подвела итог Тюкова.

Реклама

Реклама