Смерть железных птиц. Что происходит со списанными самолетами | 360°

20 декабря 2017, 20:05

Смерть железных птиц. Что происходит со списанными самолетами

Читать 360 в

-

Брутальные кадры снятые осенью 2017 года пользователем Instagram Павлом Коротковым вызывают оторопь — лайнер Boeing 777‐200 постепенно разбивают «в мясо»: оставляя страшные дыры в корпусе, ломая хвостовое оперение и рассекая пополам пассажирский салон.

Реклама

Причина ликвидации воздушного корабля из авиапарка «Трансаэро» коммерческая: компания обанкротилась и машина вернулась к лизинговой компании. Владелец же не нашел для нее нового применения и дал добро на утилизацию «неликвида» — это выгодней, чем продать или отдать в лизинг.

Под нож

Стать жертвой бульдозерного ножа может даже вполне рабочая машина рассказал «360» заслуженный пилот России Юрий Сытник. «Из-за границы к нам обычно попадают самолеты не первой свежести. Оказавшиеся не востребованными авиакомпаниями, они могут три-пять лет провести на земле — обычно с них снимают все работающие запчасти от двигателя до электроники и в итоге отправляют в утиль», — говорит летчик.

По его словам, часто это происходит без оглядки на правила. Если все делать как надо, то требуется сортировка материалов: алюминия, стали, дюраля, цветных металлов. Даже списание советского Ил-86 может обойтись в несколько десятков миллионов рублей. Недобросовестные утилизаторы же «фиг забили» на эти правила, режут воздушные суда как цветной металл на переплавку, отмечает Сытник.

Такая участь постигла, например, 22 пассажирских Ил, которые принадлежали компании «Внуковские авиалинии». В 2001 году она обанкротилась и была поглощена «Сибирью». Часть ее внушительного флота, состоявшая из машин советских образцов, была порезана на металлолом несмотря на полную исправность и готовность к полетам.

С особой горечью Юрий говорит об уничтожении Ил-86-082 — самолет на котором он много летал и до сих пор вспоминает с теплотой.

Эта машина, на которой я горел, которая меня спасла и выручила, и 400 человек она спасла — долго стояла на стоянке во Внуково и в этом году была порезана. Она отлетала всего 22 тысячи часов, а могла отлетать 50 тысяч — то есть даже не вылетала половины своего ресурса и вот ее порезали! — Юрий Сытник

На постамент

Причина «самолетоцида» банальна — начинка воздушного судна стоит огромных денег. Она может быть буквально на вес золота. «Ту-22 это: 10 тонн черных металлов, 31 тонна цветмета, 15 килограммов серебра и 160 граммов платины. И в тоже время это один из первых серийных образцов этого класса. Что ценнее?» — ставил вопрос портал об авиации Avia.pro.

«Очень редко, но списанным самолетам везет — обнадеживает „360“ главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров. - Они становятся памятниками, отправляются в музеи, на постаменты» Правда, по словам эксперта, тут тоже может быть загвоздка — самолеты продолжают стареть и на месте своего «вечного прикола». Постепенно они ржавеют, приходят в аварийное состояние и разрушаются.

Многие москвичи помнят о судьбе Ту-154, бывшего одним из главных символов выставочного центра ВДНХ — в сентябре 2008 года его разломали экскаватором при большом скоплении народа, объяснив это сильным износом экспоната. По словам очевидцам, некоторые люди в толпе плакали при виде ковша, уничтожавшего легендарный самолет.

Як-42, второй самолет на этой же площадке, пока по-прежнему на месте. Его пространство часто используется для конкурсов, выставок и других проектов.

Другим, необычным примером «жизни после смерти» в качестве достопримечательности стал самолет Ан-26 авиакомпании «Полярные авиалинии» — в октябре 2016 года он попал в аварию в одном из районов Якутии. Экипаж и пассажиров благополучно эвакуировали, а воздушное судно осталось на месте и вскоре оказалось подтопленным рекой Индигирка. По данным сайта Якутск.ру, Ан-26 решено не трогать — ему суждено навечно стать технологическим памятником на берегу сибирской реки.

Кладбище крыльев

Есть и третий вариант, позволяющий избежать варварского разрушения или постепенного загнивания машин некогда гордо рассекавших воздушные просторы — кладбище самолетов.

Самым большим авиационным кладбищем в мире обычно называют базу «Дэвис-Монтан», расположенную в американском штате Аризона — здесь нашли свой последний покой более четырех тысяч самолетов, писало «Би-би-си». Благодаря сухому знойному климату машины максимально защищены от ржавчины, а твердая подложка позволяет не строить для них дорогие платформы.

В России есть свои «некрополи» техники — самые известные расположены в Ульяновске и Подмосковье.

Ульяновский музей гражданской авиации сопоставим с «Дэвис-Монтаном», он хранит около четырех тысяч экспонатов — огромное количество самолетов и вертолетов стоят в районе аэродрома «Баратаевка» на площади 18 гектар.

Не менее интересен Музей ВВС в подмосковном поселке Монино — его сложно назвать кладбищем, хотя местная авиатехника уже никогда не взлетит. С 1958 года здесь собирается и бережно хранится коллекция всех типов отечественных летательных аппаратов от мощных боевых машин до крошечных одноместных планеров. Ежегодно его посещают 150 тысяч человек, а общее число посетителей перевалило за 3 миллиона.

Реклама

Реклама