• Старым машинам — старые детали. Почему страховщики хотят ремонтировать авто б/у запчастями

    Страховщики предложили использовать уже бывшие в употреблении запчасти для ремонта автомобилей по полису ОСАГО без согласия владельцев транспортных средств. По их словам, эта европейская практика позволит ремонтировать большее количество машин по ОСАГО и повысит качество обслуживания автовладельцев.
    Старым машинам — старые детали. Почему страховщики хотят ремонтировать авто б/у запчастями
    Следующая новость

    Российский союз автостраховщиков (РСА) прорабатывает очередные поправки в закон об ОСАГО. По словам заместителя исполнительного директора РСА Сергея Ефремова, одно из предложений — разрешить без согласия автовладельца использовать при ремонте старые детали.

    «Когда по всей России начали внедрять натуральную форму, столкнулись с тем, что парк автомобилей очень старый. Найти новые запасные части либо самой станции техобслуживания невыгодно, либо страховщику. Возникает стопор с двух сторон, потому что есть требования по качеству», — цитирует его слова «Интерфакс».

    По действующему законодательству автомобили не старше двух лет страховщик может ремонтировать только на станциях официальных дилеров. А при ремонте любых ТС должны использоваться только новые запчасти, если владелец не согласился на использование старых. Кроме того, владелец ТС может предложить свой автосервис, но этот вопрос необходимо согласовывать со страховщиком. Ремонтные работы необходимо провести в 30-дневный срок. При этом гарантия на восстановление поврежденной машины — полгода, а на покрасочные работы — год. И лишь в случае, если страховщик не может обеспечить все эти условия, выплату произведут деньгами.

    Для того, чтобы страховщики могли направлять все авто на ремонт, и предлагается легализовать использование бывших в употреблении запчастей. Предложение РСА еще обсудят в Центробанке. Если оно будет одобрено, то поправки внесут в законопроект о перестраховании в ОСАГО или во второй — по увеличенным страховым суммам. Туда же планируется внести предложения по реформе закона о приоритете ремонта по ОСАГО над денежными выплатами.

    «Это две инициативы со стороны Минфина. В один из них можно будет это включить, если это предложение найдет у ЦБ поддержку. Мы сейчас только делаем аналитику», — пояснил Ефремов.

    Старым машинам — старые запчасти

    Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев сообщил «360», что большинство машин в России — старые, и ремонтировать их новыми деталями просто неправильно. Об этом свидетельствуют как европейский опыт, так и действия самих автовладельцев. Если, пояснил Уфимцев, виновник ДТП ремонтирует машину за свой счет, то, как правило, использует подержанные запчасти, и такой рынок в России есть. Но для ремонта по ОСАГО в свое время эту норму из закона убрали.

    «Получилось, что ремонтировать можно только новыми запчастями, которые к тому же нужно очень быстро достать. Ведь максимальный срок ремонта — 30 дней. Поэтому для отечественного автопарка добавление возможности ремонта не только новыми, но и б/у запчастями, мы считаем правильным решением. Это позволит ремонтировать больше авто по ОСАГО», — подчеркнул он.

    Представитель РСА пояснил, что они не предлагают использовать любые старые и «непонятно какие» детали. В России стали появляться организации, которые осуществляют качественную проверку и сертифицируют запчасти. К тому же, добавил Уфимцев, отчего-то люди считают, что купить подержанную семилетнюю машину — это нормально. А вот, например, с этой же машины снятый бампер покупать, по их мнению, как-то неправильно.

    «На наш взгляд, если система контроля и сертифицирования старых деталей будет работать, то установка старых деталей станет вполне нормальной практикой. Организации, готовые вложиться в это, уже есть, но их сдерживает норма о новых деталях в законе об ОСАГО. Поэтому официального рынка старых запчастей в России нет, но люди активно покупают и ставят запчасти с разборок и так далее», — сказал страховщик.

    Поэтому в союзе и предложили внести поправки. Зачастую, уточнил Уфимцев, человек не может отремонтировать старую машину из-за того, что не согласен с суммой, или запчасти к его авто крайне тяжело достать и привезти, или их вообще уже не производят. А произвести ремонт б/у запчастями — гораздо реальнее.

    «Это предложение для удобства автовладельцев, чтобы повысить качество сервиса для них. Чтобы люди не оставались с небольшими деньгами на руках и не отремонтированной машиной. В Швеции, например, ремонт любой машины старше семи лет осуществляется только старыми деталями. А если человек хочет новую — то доплачивает за нее. И это — нормальная практика», — подчеркнул Уфимцев.

    Лучше деньгами

    Автоэксперт и журналист Кирилл Бревдо пояснил «360», что идея использовать старые запчасти для ремонта старых машин вполне понятна. Средний возраст авто в России — 12,5 лет. А в авариях и ремонте по ОСАГО участвуют не только новые машины, но и старые. Когда страховые начисляют деньги на ремонт авто, а автосервисы пытаются на них отремонтировать машину, выясняется, что средств не хватает.

    «Доходит до смешного, когда людям предлагают не покрасить бампер целиком, а только какую-то его часть, ссылаясь на то, что повреждена была одна деталь. И получается, что машина в результате такого ремонта может выглядеть хуже, чем она была до ДТП», — сказал эксперт.

    Что же касается идеи использования старых деталей, то она, отметил Бревдо, сколь понятна, столь же и труднореализуема. Это открывает большой простор для злоупотреблений со стороны станций ТО. Ведь в случае ее принятия, они смогут не согласовывать с владельцем, какую именно запчасть будут использовать для замены.

    «Второй непонятный момент: где автосервисы будут брать эти детали. Мне кажется, разумнее, если есть какие-то несогласия в оценке стоимости ремонта, возмещать ущерб деньгами. Чтобы владелец сам решал, что он поставит новое, а что — старое», — добавил автоэксперт.

    Кроме того, по мнению Бревдо, в ремонте допустимо использовать бывшие в употреблении детали лишь в том случае, если речь идет о кузовных запчастях или пластмассовых деталях, больше влияющих на экстерьер машины, а не ее работу. Установка, например, деталей подвески от старой разбитой машины влечет за собой неоправданный риск.

    «А вот крылья, стекла, детали дверей или даже колеса от разбитых машин теоретически допустимо без ущерба для работы авто и безопасности ее владельца. Хотя опять же, как узнать, были ли эти запчасти в ремонте или они сохранили свои изначальные качества?» — подчеркнул Бревдо.

    Следующая новость