• Россиянам хотят запретить ездить на старых авто. Кому это навредит?

    Депутаты Госдумы предложили запретить эксплуатацию старых авто из-за пагубного влияния на экологию. Свои предложения они направили в Минпромторг и Минтранс. Производители идею поддержали, автовладельцы и даже некоторые коллеги парламентариев — раскритиковали.
    Россиянам хотят запретить ездить на старых авто. Кому это навредит?

    Как отмечает в «Коммерсант», в июне парламентарии провели круглый стол по экологическим проблемам автотранспорта. По его итогам зампред комитета по промышленности Альфия Когогина направила рекомендательные письма в Минтранс и Минпромторг с предложением проработать возможность законодательно запретить использование транспорта, достигшего «предельного срока эксплуатации». При этом в документе не уточняется, о каких авто идет речь и каков предельный срок. В пресс-службах ведомств получение рекомендации подтвердили и уже рассматривают такую возможность.

    «Вывод старой техники из оборота должен осуществляться за счет применения мер экономического, технического и организационного регулирования, а также стимулирования автовладельцев на приобретение нового, экологически чистого подвижного состава», — сообщили в Минпромторге, уточнив, что в России действуют программы льготного автокредитования.

    Автопроизводители, в частности ПАО «КамАЗ», ПАО «Соллерс» и ГАЗ, инициативу поддержали. Обновление автопарка повысит надежность транспорта, а значит, и безопасность на дорогах. Автовладельцы, напротив, предложение раскритиковали. В ассоциации «Дальнобойщик», например, напомнили, что в Европе можно встретить 20-25-летние большегрузы в прекрасном техническом состоянии.

    «На старых машинах люди ездят не потому, что они фанаты ретроавтомобилей, а потому что на новые у них нет денег. Большего удара по экономике, чем предложение депутатов, и придумать нельзя», — заявил координатор движения «Синие Ведерки» Петр Шкуматов.

    С 2020 года в России начнет действовать запрет на эксплуатацию старых автобусов для перевозки детей. По новым правилам их возраст не должен будет превышать 10 лет. По информации ГИБДД, в настоящее время около 20,9 миллиона эксплуатируемых в России авто старше 15 лет, еще 10 миллионов — старше 10 лет.

    Не под одну гребенку

    Член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов сообщил «360», что инициатива его коллег связана с экологической и технической составляющими. Что касается первого пункта, парламентарий уверен, что начинать нужно не со всех автовладельцев, обратить внимание на уже принятые инициативы. Например, на постановление правительства, по которому к 2020 году 50% общественного транспорта городов-миллионников нужно перевести на метан, в полумиллионниках — на 30%, в 100-тысячниках — на 10%.

    «Программа проваливается. Регионы переходят на метан, потому что не хватает заправочной инфраструктуры. А те, кто строит ее, говорят, что проблема в том, что регионы не закупают соответствующие автобусы», — сказал он.

    Говоря о новой инициативе, парламентарий подчеркнул, что не представляет, как жители регионов с низкой покупательской способностью останутся без единственного старого авто. По его мнению, предложения должны быть такими, чтобы не бить по самой незащищенной части населения.

    «Хочется спросить инициаторов, как быть гражданам, у которых транспортное средство может быть единственным источником где-то что-то подзаработать. Или тем, кому машина помогает по хозяйству», — сказал Старовойтов.

    Парламентарий согласен, что техническое состояние авто может быть плохим. Такой транспорт может быть опасен на дороге. Но это все зависит от владельца и ухода за машиной, а не от возраста авто. Хозяева многих ретроавто или образцов старого советского автопрома холят своих «ласточек», своевременно меняя узлы и агрегаты.

    Без конкретики

    Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев сообщил, что до появления конкретики: класса, марок, конкретного срока эксплуатации того или иного авто, — судить об инициативе трудно. Ведь Mercedes и Lada Granta — разные машины.

    «Безопасность — очень завуалированная тема, я в нее не верю. Есть разные автомобили, многие эксплуатируют раритетные, культовые, надежные автомобили. 15-летний Mercedes — надежнейшая машина, которая лучше многих новых машин. Те же „Нивы“ используются в Германии по 30-40 лет», — добавил он.

    К тому же неясно, чего именно хотят добиться законотворцы, не называющие конкретных мер стимулирования автовладельцев на покупку новых ТС: налоговых льгот и других. Взамен на покупку машин по госпрограммам «Первый автомобиль», «Сдача в утилизацию» и так далее. Но пока, по мнению Канаева, речь идет лишь о системе ограничений, которая никогда никого не стимулировала.

    Суровая реальность

    Председатель ралли-клуба классических автомобилей Станислав Соловьев заявил «360», что выступившие с инициативой депутаты, «видимо, давно не выезжали за МКАД». Многие россияне до сих пор ездят на ретроавто. Таких же, что входят во многие музейные коллекции.

    «„Волги“ старые, „Победы“… Люди на них ездят! И не из-за того что коллекционируют, а потому что денег нет. И это для них — единственное средство передвижения. Половина Крыма ездит на советском автопроме 70-80-х годов», — подчеркнул Соловьев.

    К тому же неясно, добавил эксперт, как смогут реализовать запрет для частного автотранспорта. Любая старая машина выпущена по техрегламенту того времени, и, если вовремя проходит техосмотр, то непонятно, что именно будет нарушать эксплуатирующий ее водитель.