Старичков возьмут под крыло. Минтранс решил «прописать» в России зарубежные самолеты | 360°

20 августа 2018, 14:53

Старичков возьмут под крыло. Минтранс решил «прописать» в России зарубежные самолеты

Читать 360 в

Минтранс РФ требует от авиакомпаний переводить самолеты «со стажем» под российскую юрисдикцию. Ведомство утверждает, что возрастные воздушные судна должны быть зарегистрированы в реестре РФ, так как иностранная документация не позволяет оценить безопасность самолета. Такие меры уже привели к задержкам рейсов авиакомпании «Якутия», которая брала лайнеры в лизинг у зарубежных партнеров. Как нововведение отразится на пассажирах, разбирался «360».

На новые требования Минтранса обратила внимание Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Как пишет «Коммерсант», руководство АЭВТ уже направило в ведомство запрос с просьбой решить проблему «необоснованного отказа» от эксплуатации воздушного судна Boeing 737, имеющего «прописку» на Бермудских островах.

Как объяснили «360» в АЭВТ, российская авиакомпания «Якутия» хотела использовать лайнер, чтобы не нарушать летную программу транспортировок. У перевозчика вышли из строя двигатели трех из пяти российских самолетов SSJ100, и он планировал поставить на рейсы вместо них Boeing 737 от иностранного партнера.

Вдобавок на подготовку этого самолета к рейсу авиакомпания потратила 50 миллионов рублей. Но в Минтрансе сочли старания «Якутии» недостаточными для эксплуатации Boeing 737. Ведомство посчитало самолет 20-летней давности слишком старым. По документам от коллег с Бермудских островов оценить его техническое состояние не смогли. По этой причине сотрудники ведомства потребовали от «Якутии» зарегистрировать судно в России. В результате авиакомпания задержала в июле почти 14% рейсов и сократила 15% чартерных полетов.

В АЭВТ требование Минтранса о регистрации старых самолетов в России назвали не соответствующим ни законодательству страны, ни требованиям ICAO. Как отметил в разговоре с «360» заместитель исполнительного директора ассоциации Борис Шокуров, действия Минтранса нарушают ряд международных договоренностей.

В рамках Чикагской конвенции наша страна имеет ряд обязательств. В частности, действия Минтранса противоречат статье 83 bis, которая касается вопроса поддержания летной годности эксплуатированных судов. По этой причине мы просим от Минтранса дать официальный ответ по этому инциденту, чтобы авиакомпания «Якутия» могла скоординировать свои действия и перестать нести убытки

Собеседник «360» отметил, что проблема нашла отклик и у властей региона. Руководство Якутии в июле обращалось к Минтрансу с этим же вопросом.

Компания-владелец воздушного судна — американская Fortress — солидарна с позицией АЭВТ. Руководство Fortress заявило, что не будет регистрировать свой самолет на территории России, поскольку «стандарты РФ в части поддержания летной годности пока не соответствуют общемировым и международным стандартам».

База на островах

По данным АЭВТ, сейчас в России примерно 95% авиаперевозок проводят на иностранных самолетах, которые находятся в лизинге. В настоящее время отечественные авиакомпании эксплуатируют 7ЗЗ самолета иностранного производства, зарегистрированных за территорией РФ.

Чаще всего воздушные суда ставят на учет на Бермудских островах и в Ирландии. Выбор этих стран российскими перевозчиками неслучаен — Россия заключила с ними соглашение о поддержании летной годности. То есть российская сторона признает, что техническое обслуживание, которое проводится в этих странах, соответствует ее стандартам.

Сложившаяся в отечественной пассажирской авиации ситуация обусловлена тем, что авиаперевозчики не хотят регистрировать взятые в лизинг самолеты в российским реестре, отметил в беседе с «360» глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его словам, условия на тех же Бермудах являются более привлекательными для владельцев летных бортов.

«Нормы летной годности на Бермудах практически под копирку списаны с норм, принятых в ЕС и США. В свою очередь, российские нормы летной годности отличаются, на что и указывают в Минтрансе. Иностранные перевозчики хотят получать прибыль и не хотят вникать в новые условия. Вдобавок зарегистрировать у нас самолет, как правило, занимает больше времени, чем за рубежом, что также негативно сказывается на дивидендах владельцев судов», — объяснил эксперт.

Кроме того, перерегистрация требует финансовых затрат, на которые не особо охотно идут перевозчики. «По этой причине сейчас Минпромторг прорабатывает инициативу, суть которой заключается в освобождении авиакомпаний от НДС, если их авиапарк будет зарегистрирован в России. Так власти решают сразу две проблемы: повышают уровень безопасности пассажиров, так как самолеты будут осмотрены в соответствии с российскими требованиями, и пополняют бюджет за счет платы за включение в реестр», — отметил Олег Пантелеев.

Впрочем, подобная инициатива может привести к старению российского авиапарка, уверен эксперт комитета по транспорту Госдумы Роман Гусаров. «Если перевозчики начнут массово регистрировать у нас возрастные воздушные суда, то через пару лет у нас в сегменте останется один металлолом. Вдобавок иностранные лизинг-компании будут повышать стоимость аренды борта, страхуясь от возможных рисков», — резюмировал собеседник «360».

Реклама

Реклама