Старейшее в мире торговое судно обнаружила команда геодезистов. Они изучали экосистему, а нашли корабль Одиссея | 360°

24 октября 2018, 02:30

Старейшее в мире торговое судно обнаружила команда геодезистов. Они изучали экосистему, а нашли корабль Одиссея

Читать 360 в

Участники трехлетней миссии подводных археологов и геодезистов The Black Sea Maritime Archaeology Project сообщили, что нашли самое старое в мире нетронутое торговое судно. Его возраст составляет около 2400 лет.

Отмечается, что этот тип древнегреческих судов был ранее известен только по рисункам на керамических сосудах. Находка была сделана в акватории Болгарии, на расстоянии 80 километров от берега и на глубине более 150 метров.

Реклама

Ученые отметили поразительную сохранность 23-метрового судна. Они считают, что состояние мачты, руля и сидений гребцов объясняется дефицитом кислорода на большой глубине.

В Черном море, на глубине ниже 150 метров, отсутствуют бактерии, способные вызвать разложение органических материалов. В частности, древесина практически не гниет в этой «мертвой зоне».

Исследователи не стали прикасаться к судну или вести раскопки, но отправили несколько фрагментов для анализа в Саутгемптонский университет. Поднимать на поверхность находку не будут. Более того, координаты всех обнаруженных экспедицией мест кораблекрушений засекречены, чтобы их никто не потревожил.

Предположительно, судно и команду в 15-25 человек погубил шторм. Возможно, останки древних моряков все еще находятся поблизости. Учитывая отсутствие бактерий на такой глубине, они даже могли неплохо сохраниться. Во всяком случае, археологи нашли фрагменты оснастки судна и даже веревок.

Ученые утверждают, что внешний вид найденного судна очень напоминает изображение на знаменитой Siren Vase (480-470 гг. до н. э.), которая хранится в Британском музее. На ней изображен привязанный к мачте Одиссей, вокруг которого вьются сирены. Эпизод отсылает нас к сцене из «Одиссеи» Гомера, когда царь Итаки решил послушать пение полуженщин-полуптиц, во избежание соблазна предварительно залепив уши команды воском.

«Никто не мог предположить, насколько точным был рисунок на вазе. Ведь было неизвестно, рисовал ли вообще художник с оригинала», — заявил ведущий исследователь профессор археологии в Университете Саутгемптона Джон Адамс. Он отметил, что художник, видимо, хорошо знал устройство судна, так как изобразил его очень детально.

Адамс заявил, что ранее в руки ученых попадали только обломки кораблей подобного возраста и его находка изменит современное понимание судостроения и мореплавания в древнем мире.

Как заявил продюсер Энди Бьютт, работавшей над документальными фильмами ВВС, кадры, снятые экспедицией The Black Sea Maritime Archaeology Project, абсолютно уникальны. Судна античных времен почти не дошли до нашего времени в сколько-нибудь целостном виде.

После оккупации турками Константинополя Черное море на долгие годы было закрыто для европейцев. Как развивалось кораблестроение этого региона почти 400 лет до сих пор почти неизвестно.

В ходе трехлетней экспедиции ученым удалось обнаружить более 60 мест кораблекрушений. По предварительным оценкам, возраст находок охватывает период от Древнего Рима до времен, когда казаки совершали набеги на Османскую империю.

23 октября в Британском музее состоялась премьера документального фильма, посвященного трехлетней экспедиции. На ее финансирование ушло около 15 миллионов фунтов стерлингов.

Что самое интересное, небывалая для новейшей археологии находка, как и 60 кораблей до нее, была сделана практически случайно. Как заявил Адамс, обломки стали приятным бонусом к обширным геофизическим исследованиям.

Экспедиция была посвящена изучению дна Черного моря, его изменений, влияния на человеческую цивилизацию. В области интересов международной команды археологов, ученых и морских геодезистов были доисторические морские экосистемы и изменение уровня моря. В состав группы вошли представители Великобритании, Болгарии, Швеции, США и Греции.

Исследователи использовали для исследования дна два управляемых аппарата. Один из них оснащен приборами для 3D-съемки с высоким разрешением. Другой, под названием Surveyor Interceptor, оборудован новейшим высококлассным оборудованием, целым набором геофизических инструментов, лазерным сканером и двигается с большой скоростью.

Использование современнейших технологий позволило создать объемные изображения и даже макеты обнаруженных судов.

Реклама

Реклама