«Сравнили лодочку с ракетным катером». Военный эксперт удивился статье о фрегате «Адмирал Касатонов» | 360°

31 июля 2018, 15:55

«Сравнили лодочку с ракетным катером». Военный эксперт удивился статье о фрегате «Адмирал Касатонов»

Читать 360 в

Вооружение российского фрегата «Адмирал флота Касатонов» превосходит оружие судов прибрежной зоны ВМС США, написал портал Business Insider. По мнению военного эксперта, сравнение является крайне некорректным. Ведь российский корабль предназначен для использования в дальней морской зоне, а американские — обычные сторожевики, правда, по полмиллиарда долларов каждый.

«Адмирал Касатонов»

Вооружение строящегося фрегата проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов», отмечает Business Insider, превосходит вооружение кораблей прибрежной зоны серии LCS ВМС США. Американские суда, как и российские, сталкиваются с задержками при введении в строй, но вдобавок имеют проблемы с двигателями.

Реклама

Фрегаты проекта 22350 — многоцелевые суда дальней морской зоны, строящиеся для перевооружения российского флота. Они предназначены для боевых действий против кораблей и подлодок противника, а также для отражения воздушных атак. Оригинальная надстройка судов (стелс) затрудняет их поиск радиолокационными системами. Водоизмещение фрегатов — около 4,5 тысячи тонн, скорость — 30 узлов, длина — 135, а ширина — 15 метров.

Головной корабль — «Адмирал Горшков» вошел в строй 43-й дивизии ракетных кораблей Северного флота 28 июля 2018 года.

«Это самый большой наземный военный корабль, построенный Россией с момента падения Советского Союза. Он также вооружен 130-миллиметровой пушкой на корме и 30-миллиметровой пушкой корабельного зенитного артиллерийского комплекса. Для сравнения, LCS ВМС США, как правило, оснащены только 57-миллиметровыми пушками», — поясняется в публикации.

Фрегат «Адмирал Касатонов» уже проходит заводские испытания и поступит на вооружение в 2019 году. Он оснащен двумя зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами «Палаш», противокорабельными и крылатыми ракетами, противолодочными торпедами и ЗРК «Полимент-Редут».

Помимо этого, на Северной верфи в Санкт-Петербурге идет строительство еще двух судов серии. Фрегат «Адмирал Головко», заложенный в 2012 году, в настоящее время уже готовят к спуску на воду. Ожидается, что он войдет в строй к 2020 году. Последний строящийся на данный момент корабль «Адмирал Исаков» заложили в 2013 году. Сейчас на верфи стыкуют блоки корпуса корабля.

Некорректное сравнение

Военный эксперт Алексей Леонков пояснил «360», что Business Insider сделал некорректное сравнение. «Адмирал Касатонов» — фрегат, предназначенный для решения широкого спектра задач на бескрайних просторах океана. А корабль серии LCS —сторож береговой обороны, его задачи ограничены.

«У него хорошая конструкция и высокая скорость — до 50 узлов, но вооружен он скромно: 57-миллиметровой пушкой МК-110, комплексом ПВО из 21 ракеты, двумя вертолетами и беспилотником», — сказал Леонков.

Вооружение нашего фрегата гораздо серьезнее: 130-миллиметровая пушка, тактическое ударное вооружение, противокорабельные комплексы «Оникс» или «Калибр», две зенитные артиллерийские системы «Палаш», комплексы ПВО «Редут» — аналогичные С-400, противолодочное вооружение — ракеты семейства «Калибр» и противоторпедный комплекс «Пакет-Э/НК».

«По вооружению наши фрегаты на несколько порядков превосходят американские корабли. Но сравнение крайне неудачное. Это все равно, что сравнивать лодочку с ракетным катером. Они даже по классу разные. Фрегат — второго ранга, а если океанской зоны, то, практически, первого ранга. А прибрежный сторожевик — корабль третьего ранга», — добавил эксперт.

По мнению Леонкова, название «невидимка» могло появиться из-за наличия на фрегатах комплекса радиоэлектронного подавления (РЭП). Это оборонный комплекс, затрудняющий поражение судов противокорабельным вооружением.

«Система «путает» самолеты и корабли-носители и не дает им подбить фрегат. Но комплекс РЭП не делает судно невидимым. Он лишь затрудняет его поражение», — отметил Леонков.

Задержки

Все фрегаты проекта 22350 вводились в строй с опозданиями. У «Адмирала Горшкова», например, сгорел двигатель, были проблемы с поставками вооружения. Передача «Адмирала Головко» флоту сдвинулась на два года из-за задержки поставки энергетической установки, в которой используются газовые турбины украинского производства.

Но, по словам Леонкова, задержки при вводе фрегатов в строй, не являются причиной устаревания ни самих кораблей, ни устанавливаемого на них оборудования. Потому что при проектировании судов такого рода учитываются долговременный срок службы и возможность их модернизации. Корабль всегда можно усовершенствовать, адаптировать к современным условиям и даже сделать небольшое опережение на будущее.

«Взять, например, комплексы „Калибр“ или „Оникс“. Корабль может нести либо один, либо другой комплекс. Но все уже знают, что на смену „Оникса“ идет гиперзвуковая ракета „Циркон“. То есть, если возникнет необходимость, то „Оникс“ заменят на „Циркон“, и боевая мощь корабля возрастет», — сказал он.

Задержки у американской стороны другого рода. После постройки первых пяти судов серии LCS: Freedom, Independence, Fort Worth, Coronado и Milwaukee, выяснилось, что стоимость каждого составляет 500 миллионов долларов. Эксперты внимательнее изучили способности столь дорогостоящих судов.

«Выяснилось, что они ничего особенного не могут. Экипаж — 50 человек, много автоматики. Это — прекрасно. Но за такие деньги можно было построить два эсминца типа Arleigh Burke, у которых есть и „Томагавки“ и противоракетное вооружение», — заявил Леонков.

В свое время ВМС США намеревалось приобрести 60 таких кораблей до 2030 года. Заявлялось, что если они будут плавать вдоль берегов США, то ни одно вражеское судно мимо не проскользнет. Но, выяснилось, что проскальзывают, особенно бесполезны LCS против подлодок. Тогда командование ВМС США, оценив масштаб бедствия, сократило планы по закупке до 18 кораблей, которые планирует использовать не для боевых действий, а для проверок торговых судов. Но в этом случае сторожевики получаются слишком дорогими.

Борьба с подлодками

Тот же Business Insider недавно написал, что «ВМС США дополнительно потребовали миллионы долларов для покупки гидроакустических буев, обнаруживающих подводные лодки». В США И НАТО обеспокоены возросшей активностью российского подводного флота. Несмотря на то, что число субмарин ниже, чем во времена Советского Союза, сами суда становятся все совершеннее. В то же время ВМС США и их европейские партнеры, пишет издание, все еще могут выводить в море продвинутые подводные лодки, но понимают, что после холодной войны их флоты сокращаются, а противолодочные возможности ослабевают.

«Существует два основных вида гидроакустических буев. Одни сбрасываются с самолетов-охотников, другие размещают на кораблях. Они отличаются способом сброса и принципом действия. На буе размещены заряды, когда его сбрасывают, заряды опускаются на разные глубины и взрываются. Возникает звуковая волна, которая отражается от расположенных под водой предметов и возвращается к бую. А он передает информацию самолету-охотнику или противолодочному кораблю», — рассказал эксперт.

Таким образом появляется возможность обнаруживать подлодки. У буев есть ограничения по глубинам, на которых они могут работать. Плюс перед сбросом надо быть уверенным, что субмарина находится неподалеку. Поэтому они не панацея для поиска подлодок, особенно, если те «уходят на глубину».

«Понятно почему американцы предлагают „накидать буев“. У них существуют станции дальнего обнаружения, расположенные по периметру восточного и западного побережья США — подводные датчики, фиксирующие передвижение под водой, и способные какое-то время работать автономно. Эти акустические подводные станции пытаются засечь выход наших субмарин в Атлантику и Тихий океан в районе их ответственности. Но в последнее время американцы перестали засекать современные российские подлодки. Поэтому они и хотят иметь побольше буев в запасе, чтобы просто кидать их вдоль линии возможного появления наших субмарин», — заключил Леонков.

Реклама

Реклама