• Спрятанный Пушкин. Почему Петров‐Водкин нарисовал одну картину поверх другой

    Эксперты отдела технологических исследований Русского музея обнаружили портрет Александра Пушкина под картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Колхозницы». Сотрудник музея рассказал, что художник счел полотно неудачным и решил его уничтожить. Однако специалистам удалось под верхним красочным слоем найти портрет русского поэта.

    Изображение Пушкина кисти Петрова-Водкина считалось утраченным. Но на картине «Колхозницы» были заметны невооруженным глазом очертания другого изображения. Чтобы подтвердить это наверняка, пришлось воспользоваться техникой.

    «Нас привлекло то, что по ней сразу же видно, что она написана поверх какого-то изображения. Дальше с помощью аппаратуры были проведены исследования, которые позволяют заглянуть под верхний слой с помощью инфракрасного излучения. Выяснилось, что это портрет Пушкина», — цитирует ТАСС главу отдела технологических исследований Русского музея Сергея Сирро.

    Практика 30-х годов

    Историк искусства и коллекционер Сергей Подстаницкий объяснил «360», что Петров-Водкин часто рисовал новые картины поверх старых.

    «Особенно в 30-е годы ХХ века в преддверии 100-летия со дня рождения поэта. Почему он записал эту работу, сказать трудно, но художник не в первый раз воспользовался холстами с более ранними произведениями для создания поздних работ. Меня это не удивляет. Это приятная находка, но не гиперсенсация», — рассказал Подстаницкий.

    По его словам, почти любые живописные произведения могут скрывать под верхним красочным слоем другие работы.

    «Некоторые художники в 30-е годы из-за нехватки художественных материалов писали почти исключительно на старых холстах, картонах. Например, Георгий Савицкий из-за того, что старые картины ХIХ века почти ничего не стоили в антикварных магазинах, свои новые произведения писал на старых холстах, так как свежих было не достать. Для той эпохи это не редкость», — сообщил искусствовед.

    Он предположил, что посетителе Русского музея смогут увидеть в экспозиции обе картины.

    «Существуют опробованные реставрационные методики, когда изображения расслаиваются и более позднее переносится на другую основу. Например, в Третьяковской галерее 15-20 лет назад был опыт. Картину крупного авангардиста Александра Волкова расслоили, поскольку поздняя и ранняя вещь были одинаково ценны, и смывать верхний живописный слой не хотели. Теперь в Третьяковской галерее хранятся два произведения Волкова. Теоретически, если реставраторы и хранители сочту возможным, картины будут расслоены и их можно будет увидеть сепаратно и раздельно», — резюмировал коллекционер.