15 марта 2019, 19:03

Спрячут от жаждущих глаз. Как россиянам хотят усложнить дорогу к алкоголю

Читать 360tv в

Министерство здравоохранения продвигает ряд инициатив по борьбе с алкогольной зависимости россиян. В частности, ведомство поддержало инициативу о переносе спиртного в отдельные изолированные помещения в супермаркетах. Также министерство планирует запретить продавать горячительное лицам моложе 21 года и распространять спиртное в точках общепита. «360» поговорил с участниками рынка о перспективах новой антиалкогольной кампании.

Минздрав поддержал предложение депутата Госдумы по ограничению доступа россиян к алкоголю. По мнению ведомства, перенос крепких спиртных напитков из основного отдела супермаркетов в изолированное помещение позволит сократить потребление алкоголя среди населения. В качестве доказательства своих слов министерство приводит результаты работы Европейского плана действий по сокращению вредного употребления алкоголя на 2012–2020 годы. В нем говорится, что чем доступнее алкоголь, тем выше уровень его потребления. По данным европейских ученых, если спиртное расположить в хорошо просматриваемых местах магазина, его продажи вырастают на 23–46% в зависимости от крепости.

Реклама

Если же алкоголь будет перенесен в отдельные изолированные помещения или специализированные магазины, то потребление значительно снизится и число пьющих россиян пойдет на спад, считает зампред комитета Госдумы по охране здоровья Леонид Огуль, который и обратился с подобной инициативой к Минздраву. Как рассказал депутат в беседе с «360», основная цель предложения — это убрать алкоголь с видных полок, чтобы таким образом сократить число «случайных» покупателей. «Нужно убрать алкоголь с открытых прилавков по такому же принципу, как сейчас ведется торговля сигаретами. Если у магазина нет возможности выставить спиртное в отдельном помещении, то можно убрать продукцию в закрытые витрины. Такая мера позволит в первую очередь ограничить потребление алкоголя среди молодого поколения, которое больше всего подвержено воздействию яркой рекламы», — подчеркнул собеседник «360».

Профильные экспертные группы уже готовят иные меры, которые бы защитили молодых россиян от чрезмерного употребления алкоголя. Так, накануне сообщество экспертов во главе с Минздравом разработали ряд инициатив, которые собираются представить президенту РФ Владимиру Путину, сообщил РБК. Речь идет о повышении возраста продажи алкоголя до 21 года и запрете дистрибуции крепких спиртных напитков в жилых районах и точках общепита. Если предложения найдут поддержку, то ограничения могут вступить в силу уже в декабре текущего года.

Цены на взлет

Впрочем, экономический блок российского правительства отнесся к идее с подозрением. Заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов заявил, что ограничения продаж не повлекут значительного сокращения объема потребления спиртного, но при этом негативно скажутся на малом и среднем бизнесе и конкуренции.

Бизнесу придется потратить дополнительные средства на закупку новых прилавков или на аренду дополнительных помещений, что может привести к росту цен на алкоголь, не исключает руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз. По его словам, часть магазинов, не желая тратиться на новое оборудования, сократят часть ассортимента и переквалифицируются в алкомаркеты. «Похожий эксперимент провели четыре года назад в Якутии, где анонсировали программу спецторговли алкоголем. Она заключалась в запрете продажи алкоголя по соседству с продуктами питания. По итогу продуктовые магазины переквалифицировали в алкомаркеты, число которых за это время увеличилось со 100 до 800 точек. Поэтому это предложение вряд ли будет иметь значимый эффект», — подчеркнул эксперт в разговоре с «360».

За последнее время самым динамично развивающимся в России форматом торговли стали именно алкомаркеты. За два года их число увеличилось в 15 раз, свидетельствуют данные агентства маркетинговых исследований DISCOVERY Research Group. Так, в 2017 году на 100 тысяч человек приходилось более 120 подобных магазинов. А по объемам выручки сеть алкомаркетов ««Красное & белое» в впервые вошла в десятку крупнейших розничных сетей России.

«Спиртовые» лидеры

Между тем проблема алкоголизма по-прежнему актуальна для россиян, признают опрошенные «360» эксперты. По данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), в 2018 году каждый россиянин в среднем выпил 14,3 литров спиртного, что на 8% превышает показатель 2017 года. Средний показатель продаж легальной алкогольной продукции по России в 2017 году составил всего 13,2 литра на человека. Больше всего спиртного потребляют жители Ненецкого автономного округа, Сахалинской, Магаданской и Московской областей и Карелии. Там продажи алкогольной продукции на душу населения превышают 25 литров в год. Традиционно самыми «трезвыми» стали республики Северного Кавказа: Чечня, Ингушетия и Дагестан.

Как выяснили исследователи, россияне отдают предпочтение более крепким напиткам, преимущественно «беленькой». Так, в 2018 году жители Сахалинской области установили абсолютный рекорд, выпив примерно по 12 литров водки на человека. Далее следуют Магаданская область (11,6 литров) и Коми (10,5 литров).

Сужение зон легальной продажи алкоголя позволит переломить негативную тенденцию, уверен руководитель проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев. «Сокращение точек продаж в жилых домах, а также перенос алкоголя в закрытые витрины или в отдельные помещения сократит уровень потребление у самой значимой части россиян — молодого населения. Меры положительно повлияют на уровень демографии и снизят число криминальных инцидентов среди молодежи», — отметил собеседник «360».

Впрочем, россияне уже постепенно делают выбор в сторону здорового образа жизни. По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в 2018 году алкоголь «время от времени» употребляют 58% россиян, а еще 40% опрошенных не пьют спиртного. При этом в 2009 году вообще не пили только 28% респондентов, а выпивали чаще нескольких раз в месяц более 65% граждан.

Реклама

Реклама