15 апреля 2019, 15:04

«Спаситель мира». 567 лет назад родился великий Леонардо

Читать 360tv в

Он утверждал, что алгоритм жизни человека отражается не в круглых датах, а в иной последовательности, которая точнее выражает природу не только самого человека, но и окружающего мира, осознать который люди не могут.

Родился он в селении Анкиано вблизи городка Винчи неподалеку от Флоренции 15 апреля в високосном, 1452 году. Его отцом был молодой землевладелец и нотариус, а матерью — простая крестьянка, которую потом, чтобы не запятнать простолюдинкой род, выдали замуж за другого крестьянина, да еще дали приданое от щедрот ее великосветского любовника. Незаконнорожденного мальчика отобрали у матери, передали на воспитание отцу и состоятельному деду. Леонардо, будучи уже взрослым человеком, неоднократно пытался воссоздать образ матери, о которой, по-видимому, в душе очень тосковал. Мальчик рос необыкновенно красивым (его даже прозвали в селении ангелом), быстро вытянулся, окреп, возмужал.

Реклама

Он во всем опережал своих сверстников. Говорят, в нем с детства уживались два человека: обаятельный, веселый, приветливый, щедрый и улыбчивый, но и холодный, наблюдательный, беспристрастный и даже жестокий. Он не видел разницы между добром и злом, считая их равными в естестве природы. Венцом этих двух его образов были небывалые ни до его рождения, ни после «божественные таланты», выразившиеся во всех науках (многие из которых тогда даже не имели названия) и изобразительном искусстве. Он так увлекался математикой, физикой, химией, географией, психологией, геометрией, биологией, музыкой, поэзией, медициной, философией, архитектурой, моделированием одежды, искусным фехтованием, инженерией и даже такой наукой, которая сегодня зовется нейролингвистикой, что к концу жизни при виде кисти художника приходил почти в ярость. Он считал, что это только отвлекает его от настоящего дела.

Уже в двадцать лет он превзошел всех своих учителей и был признанным мастером во многих дисциплинах. Рассказывали, что он долго не задерживался на изучении одного ремесла или специальности, быстро овладевал сначала азами, а потом всей тонкостью работы и тут же переходил к чему-нибудь следующему, более сложному и даже отдаленному от того, чем только что занимался. Многое из своих великих свершений он делал почти шутя, легко и весело. Особенно это касалось музыки и сочинения стихов.

Например, он был непревзойденным исполнителем музыкальных произведений, в том числе своих собственных, на лире. Сравниться с ним в этом не могли даже очень опытные маэстро. Он сам, будучи еще совсем молодым человеком, изготовил лютню в виде головы лошади, украсив ее серебряной чеканкой, и поразил всех высочайшим уровнем искусства. Однажды он сыграл что-то свое, импровизированное, на празднике при дворе герцога Лодовико Сфорцы, покорив этого образованного знатока музыки до конца его дней. Но молодой Леонардо даже не задержался в этой области искусства, а, решив, что уже достиг вершин, занялся чем-то иным.

О нем говорили, что ни в его облике, ни в характере, ни в манерах нет ничего от обычного итальянца — он был как будто чужим для всех существом, которое многие, называя человеком, считали божеством, прибывшим на землю из далеких миров. К концу жизни он написал свой автопортрет, который почти подтвердил гипотезы умнейших людей его эпохи о необычном происхождении: выражение лица древнего старика меняется в зависимости от угла, с которого на него смотреть. Еще в детстве в селении с опаской поглядывали на Леонардо, но его дед записал в своем дневнике, что это его внук, родившийся у сына в три часа ночи в субботу и крещеный. Дед утверждал, что он обычный ребенок, но ему никто не верил, что приводило старика буквально в ярость. Именно это потом и считали косвенным доказательством того, что тут что-то явно нечисто.

Он в равной степени владел и правой и левой рукой, демонстрируя обеими и тонкость работы, и необычайную, грубую физическую силу: мог легко смять ладонью подкову. Его домогались первые флорентийские красавицы, которым он не отказывал. И в то же время его дело о гомосексуализме рассматривал в 1476-м году сначала в апреле, а затем в июле высокий суд. В те времена за это жестоко карали, считая преступлением против веры. Леонардо, как и еще четырем его знакомым, грозило сожжение на костре. Но, выслушав показания некоторых свидетелей и соучастников, он легко разбил все обвинения. Фрейд, в руках которого были материалы о тех двух процессах, считал, что отношения обвиняемого с молодыми людьми всю его жизнь носили исключительно платонический характер.

Леонардо обладал необычайно ровным характером, никогда не повышал голоса, не демонстрировал силу, хотя мало кто хотел заслонить ему дорогу, чувствуя в нем серьезного противника. Его обвиняли в черной магии, а он просто был факиром, по его собственному определению: мог на глазах у публики одним неуловимым движением превратить белое вино в красное; ломал легким ударом твердую трость, концы которой располагались на вершинах тонких стаканов (при этом они не ломались); на глазах у всех изменял цвет чернил, которыми только что писал текст.

Но было кое-что, далеко выходящее за пределы обычного публичного развлечения, что поражает людей уже в наши дни. Например, в своих знаменитых дневниках он сделал серийные наброски движений птицы в полете, заметить которые можно лишь при замедленной современной съемке. В тех же дневниках он обращается к себе в третьем лице, приказывая заняться тем или иным, отразить то или иное, запечатлеть или рассчитать что-то. Ощущение хладнокровного общения одного человека с другим, причем совершенно адекватное, не оставляет даже психологов. Леонардо постиг эзотерическое искусство сохранения энергии жизни человека сокращением сна с восьми часов в сутки до полутора. Таким образом он уделил своим искусствам, как утверждается, дополнительно 30 лет — то есть то, что человек может сделать за 100 лет, он сделал за 70. Эта технология в восточной эзотерике всегда считалось величайшим секретом, и многие современные психологи в спецслужбах интересуются ею. Из дневников Леонардо известно лишь то, что нужно приучить себя спать 15 минут каждые четыре часа. Но это не могут делать обычные люди, а вот он мог. Он предсказал многие события будущего, избегая частных подробностей, но не обходя главного в них. Так, он предрек изобретение телевизора, называя, разумеется, это иначе. Он говорил о телефонной связи, о создании стратегического оружия, которое сделает бессмысленным любое сопротивление противника в самых отдаленных частях света, о создании парашюта, парохода с объяснением работы котлов и даже описал ласты из неведомых тогда материалов, нарисовал схему подводной лодки, арочных мостов, трубы по осушению болот. Он начертил эскиз велосипеда, вертолета, скафандра, броневой защиты кораблей и даже описал газовую смесь, с помощью которой люди будут дышать под толщей воды. Последнее его предсказание было записано в формулах, но он сумел так их изменить, а часть уничтожить, что осталась лишь уверенность в том, что они действительно были им открыты. Самым странным считается страшное предсказание о похищении людей для использования их органов в хирургии. Известно, что он сам был анатомом и хорошо знал устройство человеческого тела. В Виндзоре хранится один его рисунок, на котором изображена очень странная женщина, широко расставленные огромные глаза которой буквально парализуют того, кто пытается ее разглядеть. Считается, что это дама сердца великого Данте — Биатриче, но женщин с такой удивительной анатомией в человеческой природе не существует.

Самым дорогим полотном великого Леонардо, оцененным почти в полмиллиарда долларов, стал «Спаситель мира». Но поползли слухи, что оно лишь искусная поздняя копия ценой всего 1500 долларов, а где находится оригинал, никому не известно. До сих пор очень многое, что связано с Леонардо, не разгадано, однако след гения ощущается в разных областях современной жизни. Говорят, он был не только первым, но и единственным истинным энциклопедистом в истории человечества.

Андрей Бинев, журналист, аналитик

Реклама

Реклама