Собирали на жилье бездомному, но проигрались в казино. Как мошенники зарабатывают миллионы на краудфандинге | 360°

17 ноября 2018, 12:45

Собирали на жилье бездомному, но проигрались в казино. Как мошенники зарабатывают миллионы на краудфандинге

Читать 360 в

В США молодая пара заработала на сборе денег бездомному около 400 тысяч долларов. С помощью популярного сегодня способа народного финансирования — краудфандинга — Кейт Маккюр и Марк ДʼАмико обманули тысячи неравнодушных пользователей Сети. Вместо того, чтобы купить бродяге дом, они спустили пожертвования в казино. О других, не менее ярких, аферах на краудфандинговых платформах, рассказывает «360».

В ноябре прошлого года 27-летняя американка Кейт Макклюр ехала по малозагруженной трассе и заглохла. Оказалось, что в автомобиле кончилось топливо, а денег на заправку не оказалась. Девушка уже была готова звонить в службу спасения, но Кейт неожиданно помог бездомный Джонни Боббит, который сидел на дороге с табличкой и просил подаяния. Он сходил на ближайшую заправку и на последние 20 долларов купил канистру бензина.

Реклама

Спустя пару дней Макклюр захотела отблагодарить бродягу, поэтому привезла запас провизии вместе с теплыми вещами. Джонни Боббит так понравился девушке, что она решила ему помочь и запустила кампанию по сбору средств на краудфандинговой платформе GoFundMe. Изначально девушка планировала собрать 10 тысяч долларов, чтобы бродяга смог оплатить съемное жилье и найти работу. Маккюр активно вела блог от имени бездомного, выкладывала видео и всеми способами пыталась привлечь максимальное внимание публики. И даже завела страницу Боббита в Instagram.

Вскоре к сбору средств подключился ее молодой человек Марк ДʼАмико, который работал инвестиционным брокером, и уже к нового году пара собрала более 400 тысяч долларов. Увидев, сколько денег удалось получить, пара задалась целью купить Джонни Боббиту дом и машину, но затем молодые люди передумали и выплатили бездомному лишь 75 тысяч долларов. Остальные деньги, по рассказам Боббита, пара потратила на покупку нового BMW, а оставшуюся сумму спустила в казино. К марту 2018 года у них оставалось всего 10 тысяч долларов. Бездомный так активно обвинял в обмане молодую пару, что их «социальным стартапом» заинтересовались правоохранительные органы США.

В ходе проверки выяснилось, что вся душещипательная история про помощь на дороге — это заранее прописанный пиар-ход, и в реальности бездомный встретился с парой в казино в Филадельфии. Тогда у них и созрел план, как заработать на краудфандинге. В итоге суд признал их виновными в мошенничестве и теперь предприимчивым американцам может грозить до 10 лет тюрьмы. Владельцы краудфандинговой платформы GoFundMe обещают взыскать средства.

Не исключено, что деньги обманутым людям вернут, заметила в беседе с «360» эксперт в проектах по краудфандингу Марина Матвеева-Мельник. «Если самой платформе, которая организовывала сбор средств на помощь бездомному, удастся взыскать с мошенников деньги через суд, то они перечислят их на счета обманутых вкладчиков», — заметила эксперт.

Деньги на кеды

В последнее время все больше стартапов получают финансирование через краудфандинговые платформы. Так, только в США объем собранных средств за 2017 год на подобных площадках превысил 15 миллиардов долларов.

Как правило, к краудфандингу прибегают начинающие стартаперы, которые хотят воплотить в жизнь свой инновационный проект, но страдают от нехватки финансирования, отметил в разговоре с «360» аналитик ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский. Также средства иногда собирают на помощь жертвам стихийных бедствий, тяжелобольным и просто людям, попавшим в трудные жизненные ситуации. Главное отличие от сбора средств на нужды благотворительности – это то, что способ предполагает в большинстве случаев получение прибыли инвесторами.

«Краудфандинг — это своего рода коллективный сбор денег на создание какой-либо вещей или услуг. Как правило, взамен на вложенные деньги инвесторы хотят со временем получить готовый продукт. Но далеко не все стартапы выстреливают и часто люди остаются и без средств и без денег», — отметил собеседник «360».

Наиболее ярким примером обмана инвесторов с помощью краудфандинговых платформ является американский проект по производству кроссовок с гибкими дисплеями ShiftWear. Авторы проекта обещали, что с помощью специального приложения на дисплей можно будет выводить любое статичное или анимированное изображение и менять дизайн кед по настроению. Пользователи понравилась идея, и они массово начали жертвовать авторам проекта по 150 долларов, желая в будущем получить необычную пару обуви. За первый месяц удалось собрать почти 100 тысяч долларов.

Впрочем, еще год разработчики собирали деньги на запуск производства и обещали обеспечить всех вложившихся кроссовками к концу 2016 года. Однако все свои идеи авторы проекта так и не реализовали и наивные пользователи до сих пор ждут свою пару «магических» кед.

Не менее интересным был проект мультифункционального переносного холодильника Coolest Cooler , которому удалось собрать почти 13 миллионов долларов. Разработчики встроили в холодильник блендер, Bluetooth-колонки, зарядное устройство для телефонов или планшетов. Также внутри потребителя ждала холодильная камера с подсветкой и отсеки для посуды. Также авторы стартапа установили на него очень привлекательную цену в размере 185 долларов.

Но после сбора средств у разработчиков магическим образом возникли проблемы с комплектующими, сборкой и доставкой устройств. В результате проект пока номинально существует, но далеко не все инвесторы получили свои холодильники.

Также много шума в Сети наделал проект по оказанию услуг интимного характера Lust Agency. Его создатели планировали организовать секс-портал, на котором любой желающий мог найти партнера на ночь и оплатить его услуги криптовалютой. Причем для тех кто вложился в идею до начала ее реализации получал привилегии, включая бесплатный доступ к базе данных. Впрочем, проект так и остался на бумаге и пока так и не был воплощен в жизнь.

Реклама

Реклама