07 февраля 2019, 19:24

Снимут по всем правилам. Для чего на российских дорогах появятся народные инспекторы

Читать 360tv в

Депутаты проголосовали за формирование отряда народных инспекторов, которые будут следить за соблюдением ПДД. Благодаря законодательной инициативе любой гражданин сможет наказывать недобросовестных водителей, вооружившись смартфоном с камерой. Активисты сумеют повысить безопасность дорожного движения и сократить число ДТП, уверены власти. «360» побеседовал с экспертами о перспективах нового движения.

Госдума на заседании в четверг приняла в первом чтении проект закона о так называемых народных инспекторах, которые смогут фиксировать нарушение ПДД на российских дорогах. Инициатива была внесена на рассмотрение правительством РФ еще в середине 2017 года.

Реклама

Целью законопроекта является создание условий для реализации общественного запроса на участие граждан в обеспечении безопасности дорожного движения в России, снижения смертности и травматизма на дорогах, укрепления доверия к органам внутренних дел (полиции), говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Инициатива предполагает назначение административных наказаний за отдельные нарушения ПДД без составления протокола. Иными словами, водители или пешеходы смогут фиксировать недочеты на мобильный телефон и передавать их в ГИБДД. Чтобы получить статус народного инспектора, гражданину нужно будет иметь аккаунт на портале госуслуг. Также придется скачать специальное приложение на смартфон.

Активисты даже получат таблицу нарушений, о которых они могут доложить в ГИБДД. К их числу относятся проезд на красный свет, несоблюдение правил пересечения железнодорожного переезда, выезд на встречную полосу, непредоставление преимущества пешеходам, остановка или парковка в неположенном месте.

Предоставление больше прав неравнодушным гражданам позитивно скажется на безопасности дорожного движения, считают депутаты. По данным ГИБДД, с января по ноябрь 2018 года в России произошло свыше 151 тысячи ДТП, в результате которых погибло порядка 16,4 тысячи человек. «Соблюдение ПДД является ключом к уменьшению числа смертельных ДТП. До введения дорожных камер в стране собирали около миллиарда штрафов, в то время как сейчас ежегодно по материалам видеофиксации собирают 98 миллиардов рублей. При этом число ДТП сократилось. Это говорит не о том, что водители стали нарушать больше, а показывает, что неотвратимость наказания дисциплинирует автолюбителей», — отметил в беседе с «360» депутат Госдумы Евгений Москвичев.

При этом камеры не всегда правильно фиксируют нарушения, а посты ГИБДД не могут присутствовать на всех сложных участках трасс, поэтому помощь граждан придется весьма кстати, уверен автоэксперт Юрий Антипов. «Водители будут понимать, что их правонарушение не останется незамеченным, и будут лучше соблюдать правила. Плюс затраты на установку камер также сократятся», — подчеркнул собеседник «360».

Впрочем, на реализацию программы средства все-таки понадобятся. Так, на разработку и адаптацию специально софта, а также закупку специального власти планируют выделить порядка 965 миллионов рублей.

Смартфон вместо жезла регулировщика

Идея привлечь граждан к фиксации ошибок на дорогах не нова, отмечают опрошенные «360» автоэксперты. Так, жителям Москвы и Татарстана уже несколько лет доступны приложения «Помощник Москвы» и «Народный инспектор», с помощью которых можно фотографировать и снимать на видео нарушителей. В этом случае «улики» попадают в ГИБДД, МАДИ, ЦОДД, АМПП, после чего выносится штраф. Только по итогам 2017 года в Татарстане водители вынуждены были заплатить почти 50 миллионов рублей, благодаря неравнодушным жителям. В столице приложением активно пользуются более 340 тысяч пользователей. При этом власти Москвы придумали систему стимулирования для активных пользователей: за каждое присланное нарушение граждане получают баллы, которые можно потратить, например, на оплату парковки.

«Чаще всего граждане присылают материалы нарушений правил парковки, а также видео агрессивной езды. Закрепление возможностей активистов на законодательном уровне только увеличит число выявленных нарушителей и станет дополнительным стимулом для водителей соблюдать ПДД», — отметил в разговоре с «360» депутат Госдумы Антон Жарков.

При всей видимой пользе у инициативы есть ряд минусов, отмечают автоэксперты. Механизм привлечения к ответственности нарушителя с помощью видеозаписи формально уже существует в ГИБДД, но он может нести угрозу народному инспектору. После того как очевидец происшествия заполнит заявление на сайте Госавтоинспекции и приложит к нему видеозапись, сотрудники ГИБДД должны вызвать провинившегося водителя в отдел, где тот должен дать объяснения. При этом правонарушитель имеет право запросить материалы дела, а значит, легко может узнать и имя заявителя, что наравне со сложностью процедуры отпугивает многих граждан.

Также есть вероятность, что действия народных инспекторов приведут к недовольству автолюбителей и спровоцируют волну сфабрикованных обвинений, считает автоэксперт Алексей Хресин. «Непонятно, как будет фиксироваться правонарушение и можно ли будет его оспорить. Например, водитель пересек двойную сплошную, а кто-то его заснял и послал фото в ГИБДД. Там выпишут штраф, а потом окажется, что автолюбитель нарушил правила, чтобы уйти от столкновения, или объезжал пешехода. В результате водитель может получить штраф за то, что пытался предотвратить ДТП. Поэтому нужно прописать четкую инструкцию, что и как снимать», — выразил точку зрения собеседник «360».

Реклама

Реклама