• Снимут по всем правилам. Для чего на российских дорогах появятся народные инспекторы

    Депутаты проголосовали за формирование отряда народных инспекторов, которые будут следить за соблюдением ПДД. Благодаря законодательной инициативе любой гражданин сможет наказывать недобросовестных водителей, вооружившись смартфоном с камерой. Активисты сумеют повысить безопасность дорожного движения и сократить число ДТП, уверены власти. «360» побеседовал с экспертами о перспективах нового движения.
    Снимут по всем правилам. Для чего на российских дорогах появятся народные инспекторы
    Следующая новость

    Госдума на заседании в четверг приняла в первом чтении проект закона о так называемых народных инспекторах, которые смогут фиксировать нарушение ПДД на российских дорогах. Инициатива была внесена на рассмотрение правительством РФ еще в середине 2017 года.

    Целью законопроекта является создание условий для реализации общественного запроса на участие граждан в обеспечении безопасности дорожного движения в России, снижения смертности и травматизма на дорогах, укрепления доверия к органам внутренних дел (полиции), говорится в пояснительной записке к законопроекту.

    Инициатива предполагает назначение административных наказаний за отдельные нарушения ПДД без составления протокола. Иными словами, водители или пешеходы смогут фиксировать недочеты на мобильный телефон и передавать их в ГИБДД. Чтобы получить статус народного инспектора, гражданину нужно будет иметь аккаунт на портале госуслуг. Также придется скачать специальное приложение на смартфон.

    Активисты даже получат таблицу нарушений, о которых они могут доложить в ГИБДД. К их числу относятся проезд на красный свет, несоблюдение правил пересечения железнодорожного переезда, выезд на встречную полосу, непредоставление преимущества пешеходам, остановка или парковка в неположенном месте.

    Предоставление больше прав неравнодушным гражданам позитивно скажется на безопасности дорожного движения, считают депутаты. По данным ГИБДД, с января по ноябрь 2018 года в России произошло свыше 151 тысячи ДТП, в результате которых погибло порядка 16,4 тысячи человек. «Соблюдение ПДД является ключом к уменьшению числа смертельных ДТП. До введения дорожных камер в стране собирали около миллиарда штрафов, в то время как сейчас ежегодно по материалам видеофиксации собирают 98 миллиардов рублей. При этом число ДТП сократилось. Это говорит не о том, что водители стали нарушать больше, а показывает, что неотвратимость наказания дисциплинирует автолюбителей», — отметил в беседе с «360» депутат Госдумы Евгений Москвичев.

    При этом камеры не всегда правильно фиксируют нарушения, а посты ГИБДД не могут присутствовать на всех сложных участках трасс, поэтому помощь граждан придется весьма кстати, уверен автоэксперт Юрий Антипов. «Водители будут понимать, что их правонарушение не останется незамеченным, и будут лучше соблюдать правила. Плюс затраты на установку камер также сократятся», — подчеркнул собеседник «360».

    Впрочем, на реализацию программы средства все-таки понадобятся. Так, на разработку и адаптацию специально софта, а также закупку специального власти планируют выделить порядка 965 миллионов рублей.

    Смартфон вместо жезла регулировщика

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2019/02/27271_%D1%81%D1%8C%D0%B5%D0%BC%D0%B0.jpg
    Источник фото: Pixabay

    Идея привлечь граждан к фиксации ошибок на дорогах не нова, отмечают опрошенные «360» автоэксперты. Так, жителям Москвы и Татарстана уже несколько лет доступны приложения «Помощник Москвы» и «Народный инспектор», с помощью которых можно фотографировать и снимать на видео нарушителей. В этом случае «улики» попадают в ГИБДД, МАДИ, ЦОДД, АМПП, после чего выносится штраф. Только по итогам 2017 года в Татарстане водители вынуждены были заплатить почти 50 миллионов рублей, благодаря неравнодушным жителям. В столице приложением активно пользуются более 340 тысяч пользователей. При этом власти Москвы придумали систему стимулирования для активных пользователей: за каждое присланное нарушение граждане получают баллы, которые можно потратить, например, на оплату парковки.

    «Чаще всего граждане присылают материалы нарушений правил парковки, а также видео агрессивной езды. Закрепление возможностей активистов на законодательном уровне только увеличит число выявленных нарушителей и станет дополнительным стимулом для водителей соблюдать ПДД», — отметил в разговоре с «360» депутат Госдумы Антон Жарков.

    При всей видимой пользе у инициативы есть ряд минусов, отмечают автоэксперты. Механизм привлечения к ответственности нарушителя с помощью видеозаписи формально уже существует в ГИБДД, но он может нести угрозу народному инспектору. После того как очевидец происшествия заполнит заявление на сайте Госавтоинспекции и приложит к нему видеозапись, сотрудники ГИБДД должны вызвать провинившегося водителя в отдел, где тот должен дать объяснения. При этом правонарушитель имеет право запросить материалы дела, а значит, легко может узнать и имя заявителя, что наравне со сложностью процедуры отпугивает многих граждан.

    Также есть вероятность, что действия народных инспекторов приведут к недовольству автолюбителей и спровоцируют волну сфабрикованных обвинений, считает автоэксперт Алексей Хресин. «Непонятно, как будет фиксироваться правонарушение и можно ли будет его оспорить. Например, водитель пересек двойную сплошную, а кто-то его заснял и послал фото в ГИБДД. Там выпишут штраф, а потом окажется, что автолюбитель нарушил правила, чтобы уйти от столкновения, или объезжал пешехода. В результате водитель может получить штраф за то, что пытался предотвратить ДТП. Поэтому нужно прописать четкую инструкцию, что и как снимать», — выразил точку зрения собеседник «360».

    Следующая новость