• СМИ сообщили об ультиматуме властей Югры главе Utair. Если перелеты не станут удобнее, ему грозит отставка

    Многолетнее недовольство властей Ханты-Мансийского автономного округа авиакомпанией Utair вскоре может привести к отставке гендиректора перевозчика Андрея Мартиросова. Об этом со ссылкой на источник в региональном правительстве сообщило издание «Ura.ru». Главное о многолетней борьбе властей за удобство и доступность югорской авиакомпании — в материале «360».
    СМИ сообщили об ультиматуме властей Югры главе Utair. Если перелеты не станут удобнее, ему грозит отставка

    Как Югра стала акционером Utair

    Экономические показатели Utair начали ухудшаться еще в 2013 году. Тогда долговая нагрузка за полгода выросла почти на четверть. Год был закрыт с рекордным чистым убытком — свыше 4,5 миллиарда рублей. В следующие 12 месяцев ситуация ухудшилась еще сильнее. Финансовый долг и задолженность по лизингу воздушных судов Utair к середине 2014 года достигла 167,87 миллиарда рублей.

    До банкротства дело не дошло, хотя контрагенты массово подавали иски к Utair. К концу 2015 года авиакомпании все-таки удалось договориться с банкам-кредиторами о реструктуризации задолженности. Тогда же дума ХМАО и Тюменская областная дума приняли решение об инвестиции средств в уставной капитал авиакомпании. Это решение было обусловлено необходимостью бесперебойного обслуживания нефтегазовой отрасли, обеспечения транспортной доступности регионов и сохранения 1,5 тысячи рабочих мест.

    В январе 2016 года Utair сообщила о размещении 3,125 миллиарда акций, каждая из которых оценивалась в один рубль. ХМАО приобрела 38,828% акций, Тюменская область — 8,441%.

    Черная неблагодарность

    С тех пор как власти Югры спасли авиакомпанию Utair прошло уже почти три года. По итогам девяти месяцев 2018 года убытки перевозчика составили 1,9 миллиарда рублей, а депутаты пытаются добиться от Мартиросова комфортных условий для местных жителей, которые спасли перевозчика.

    «Никто из депутатов не может сегодня объяснить своим избирателям, зачем мы спасали компанию», — сказал вице-спикер думы ХМАО, напомнив главе Utair о сотнях миллионов рублей, которые ежегодно выделяются на субсидирование перевозок. По мнению депутата, отдача от таких вложений недостаточна, так как жители региона жалуются на дорогие перелеты.

    Гендиректор Utair Андрей Мартиросов на встрече с депутатами в Югре ответил, что регион правильно поступил, когда спас авиакомпанию. По его словам, сейчас уже развита широчайшая маршрутная сеть и действуют конкурентные тарифы.

    Несмотря на заявление главы авиакомпании, местные народные избранники все же отметили, что отдача не соответствует многомиллионным вложениям региона.

    СМИ сообщили об ультиматуме властей Югры главе Utair. Если перелеты не станут удобнее, ему грозит отставка | Изображение 1
    Источник фото: Utair / «ВКонтакте»

    «Если бы меня спасли от гибели, я бы говорил спасибо и выполнял все, что просят правительство и депутаты. А просим мы рейс из Нягани на Москву. Просим, чтобы наши дети не добирались сутки на автобусе до нижневартовской больницы. Мы хотим летать не только из Сургута, но и Нягани, Урая, Советского, Березово, Белоярского…», — сказал депутат Андрей Осадчук.

    Глава округа Наталья Комарова отметила, что ждет от авиакомпании развития перевозок внутри региона. Она напомнила, что власти ХМАО еще с 2017 года заявляли о своей готовности к совместной разработке предложений в этом направлении.

    Комарова подчеркнула, что просила руководство Utair создать маршрутную сеть, отвечающую запросам максимального количества проживающих в разных уголках округа людей.

    «Положение дел не ухудшилось в этом отношении. До декабря 2018 года должна быть закончена работа, она простая, линейная. Попросила как обычный человек, пользующийся услугами этой авиакомпании и проживающий в Югре, создать такую маршрутную сеть, которая бы отвечала на запрос каждого человека и максимально большого количества людей независимо от того, где они проживают», — сказала глава округа.

    Комарова сообщила, что на дотирование стоимости билетов выделяется 500 миллионов рублей. По ее мнению, регион не получает достаточных эффектов от этого вложения.

    Не позже января

    Тарифная политики авиакомпании UTair все больше напоминает лоукостер «Победа», который за последние два года окончательно увяз в противостоянии пассажирам и Минтрансу.

    По мнению депутата (ЛДПР) облдумы Артема Зайцева, линейка тарифов может стать проблемой для жителей Тюменской области.

    «Люди видят низкий тариф и, не разобравшись, покупают билеты, а потом приезжают в аэропорт с кучей сумок, и только там им объясняют, что за багаж придется немало заплатить. Авиакомпании нужно приложить много усилий, чтобы минимизировать подобные ситуации. Тем более в базовых для себя регионах», — отметил депутат.

    Член общественной палаты Югры Татьяна Понамарева подчеркнула, что доплата за багаж, выбор места и другие дополнительные услуги может существенно повысить изначально низкую стоимость билетов.

    В пресс-службе UTair утверждают, что пассажиры своевременно уведомляются о новых условиях и тарифах с помощью рассылки. При общем снижении тарифов с 1 февраля авиакомпания подняла стоимость 10 киллаграммов багажа в салон до 999 рублей. Бесплатная ручная кладь уменьшилась в весе до пяти килограммов.

    СМИ сообщили об ультиматуме властей Югры главе Utair. Если перелеты не станут удобнее, ему грозит отставка | Изображение 2
    Источник фото: Utair / «ВКонтакте»

    Собственный источник «Ura.ru» сообщил, что региональные власти настроены решительно и заявили Мартиросову, что если он не пересмотрит маршрутную сеть, то правительство ХМАО на правах акционера инициирует его отставку.

    «Новая маршрутная карта должна быть более удобной для югорчан, а также отвечать всем запросам региональных властей», — рассказал собеседник издания.

    Он добавил, что Комарова ждет отчета от руководства UTair уже в январе 2019 года.