• СМИ против «Яндекса». Журналисты возмутились функцией по предпросмотру страниц

    СМИ против «Яндекса». Журналисты возмутились функцией по предпросмотру страниц

    «Яндекс» ввел функцию, ускоряющую просмотр страниц. Официально это сделано для удобства пользователей. Но не все оказались довольны нововведением. Некоторые представители СМИ увидели в этом попытку лишить их возможности зарабатывать на рекламе.

    СМИ против «Яндекса». Журналисты возмутились функцией по предпросмотру страниц | Изображение 1РИА «Новости» / Сергей Кузнецов

    Медиаменеджер Демьян Кудрявцев, чья семья владеет газетой «Ведомости», возмутился действиями компании «Яндекс». Его задело, что поисковик начал расширять так называемую систему «Турбо-страниц», которая позволяет в ускоренном режиме загружать материалы с новостных сайтов.

    Ситуация, когда статьи открываются не на сайте СМИ, а в специальном окне браузера, вредит независимым изданиям, считает Кудрявцев. Он говорит, что реклама, размещенная на странице медиаресурса в этом случае не видна пользователю. Это неизменно повлечет за собой финансовые потери для производителей новостного контента, уверен Кудрявцев.

    «Компания „Яндекс“ ведет себя как она не хотела, чтобы вела себя компания Гугл, только хуже, потому что ее оппоненты в ФАС не пойдут, да и если пойдут — не выиграют. „Аппаратный вес“ Яндекса сегодня выше, чем тех, кого он подставляет и обкрадывает», — написал медиаменеджер в блоге в «Живом журнале».

    Кудрявцев напомнил, что подобная технология используется в Facebook, где она называется Instant Articles. Она действительно помогает загружать тексты в мобильной версии сайта со сторонних ресурсов быстрее.

    «Если же площадка отказывается от формирования Турбо-страниц, то ее понижают в поисковой выдаче. Якобы ради быстропользования, ради читателя. Хотя, разумеется, все — для продвижения собственной рекламной технологии», — пишет Кудрявцев.

    По его мнению, «Яндекс» отбирает у независимых СМИ рекламу и лишает их возможности заработать. При этом «компания поддерживает и продвигает зависимые медиа, которые не сражаются за рекламу».

    Кудрявцева возмутил и тот факт, что руководство компании не встретилось с игроками рынка, перед тем как запустить нововведение.

    С ним не согласился издатель «Медузы» Илья Красильщик, который на своей странице в Facebook написал, что технология «Яндекса» работает только для мобильных, а сам «Яндекс» будет ставить в «Турбо-страницы» не собственную рекламу, а давать возможность зарабатывать на «Рекламной сети Яндекса», которая будет включаться на этих страницах.

    «Так вот, если суть технологии в этом, то это буквально то же самое, что делает Google с AMP и Facebook с Instant Articles (в последнем случае понижения в выдаче, видимо, нет, но есть подозрение, что они подтормаживают не IA-страницы). То, что вебсайт как самостоятельная ценность распадается на части и приходится поддерживать кучу платформ и технологий, совершенно не новость. Жить в такой реальности издателям непросто, конечно, зато интересно — и Яндекс тут особо не причем», — поделился мнением Красильщик.

    На сторону Кудрявцева встает главный редактор «Коммерсантъ ФМ» Дмитрий Солопов, который объясняет в разговоре с «360», что медиа распадаются на части с момента их появления и на этом не надо спекулировать.

    «Если СМИ, которые производят достаточно дорогой контент, лишают таким образом рекламы, то это для них критично. Поэтому я поддерживаю Демьяна. Бизнес любого медиа — это аудитория, которая на него заходит», — говорит Солопов.

    В 2012 году функцию предпросмотра статьи из СМИ непосредственно на странице соцсети ввела «ВКонтакте». Тогда газета «Ведомости» говорила о нарушении авторских прав издания как производителя контента.