Смертельные сбои в электронике. Почему новейшие самолеты Boeing убивают пассажиров | 360°

11 марта 2019, 15:02

Смертельные сбои в электронике. Почему новейшие самолеты Boeing убивают пассажиров

Читать 360 в

После авиакатастрофы в Эфиопии европейские и китайские авиакомпании отказываются летать на Boeing 737 Max 8. Новую модель преследуют трагедии: за полгода американский самолет уже дважды убивал свой экипаж и пассажиров. В России на опасных лайнерах летает только одна авиакомпания — S7. Несмотря на авиакатастрофы, перевозчик пока продолжит использовать новые Boeing.

Пассажирский самолет Boeing 737 Max 8, летевший из Аддис-Абебы в Найроби, разбился 10 марта. Пилот авиалиний Ethiopian Airlines сообщил о технических неполадках и запросил у диспетчеров разрешение на посадку сразу после взлета. Но приземлиться самолет так и не успел: через шесть минут экипаж перестал выходить на связь, а через десять — разбился. Обломки самолета были обнаружены в районе эфиопского города Бишофту, в 40 километрах к юго-востоку от Аддис-Абебы.

Реклама

На борту самолета были 149 пассажиров и восемь членов экипажа, никто не выжил. Среди погибших представители 35 стран, в том числе трое граждан России. Как отметил в ходе пресс-конференции генеральный директор Ethiopian Airlines Тевольде Гебремариам, капитан судна имел более восьми тысяч часов налета, а упавший Boeing 737 Max 8 сошел с конвейера всего четыре месяца назад.

Государственная авиакомпания Эфиопии Ethiopian Airlines является одной из самых безопасных на Африканском континенте. За все время существования на ее счету было лишь две катастрофы. В 1996 году рейс компании в Найроби захватили террористы, борт разбился при заходе на посадку на Коморских островах. В 2010 году Boeing 737-800 компании разбился над Средиземным морем, у берегов Ливана, через несколько минут после взлета.

После трагедии компания Boeing отложила презентацию нового широкофюзеляжного самолета Boeing 777Х, которая должна была состояться в Сиэтле 13 марта. Руководство корпорации пояснило, что собирается сосредоточиться на катастрофе в Эфиопии. «Мы будем изучать возможность провести показ нового самолета в ближайшем будущем», — отметили в компании. На сайте Boeing опубликовано сообщение о том, что техническая группа компании отправится на место крушения, чтобы разобраться в его причинах.

Технические неполадки

Согласно данным приемника ADS-B, полученным сервисом Flightradar, вертикальная скорость борта была нестабильна. Похожие проблемы были и у разбившегося в октябре прошлого года Boeing 737 Max 8 индонезийской авиакомпании Lion Air. Через 13 минут после взлета у западного побережья острова Ява самолет потерпел крушение. Борт также был фактически новым: его изготовили только в 2018 году и передали авиалиниям лишь 15 августа.

В ходе расследования выяснилось, что во время полета индонезийский экипаж более двадцати раз предотвращал опускание носа самолета, которое вызывала автоматическая система MCAS, установленная на этом новом типе лайнера. Эта функция срабатывает, когда автоматика думает, что самолет поднялся высоко, и предотвращает сваливание — резкое падение подъемной силы из-за срыва потока с крыла, объясняют опрошенные «360» эксперты. В случае нештатной ситуации нос лайнера из-за этой особенности может уйти в штопор так резко, что пилот не сможет выровнять самолет даже при ручном управлении.

«Настораживает, что опять разбился новейший Boeing 737 семейства Max, причем, как и при крушении индонезийского борта, авария произошла сразу после взлета. Случаи очень похожи между собой, что наводит на версию о неполадках системы автоматики: эта система вводит борт в пике — и пилот не успевает среагировать в такой нештатной ситуации. Не исключено, что ошибка кроется именно в электронике самолета», — предположил в разговоре с «360» летчик 1-го класса Андрей Литвинов.

С Литвиновым согласен заслуженный пилот России Юрий Сытник. По его словам, эти катастрофы были связаны с неполадками стабилизатора или неправильной настройкой оборудования. «Вместо набора высоты, система снижает самолет или вводит борт в крен, хотя в такой ситуации пилотам нужно было переводить машину в горизонт», — объяснил собеседник «360».

Отказы по всему миру

Лайнер Boeing-737 MAX 8 считается базовой моделью нового поколения среднемагистральных пассажирских самолетов Boeing 737 MAX. Машины должны заменить серию Boeing 737 Next Generation. По техническим характеристикам этот авиалайнер обходит своего «одноклассника» и может вместить до 210 пассажиров. Также на борт установлены новые двигатели CFM International LEAP-1B, которые по своим летным характеристикам выигрывают у предыдущего поколения Boeing 737-800. Кроме того, у Boeing 737 MAX 8 усовершенствованная конструкция крыла и фюзеляжа.

Коммерческая эксплуатация самолетов Boeing 737 MAX 8 началась в мае 2017 года, первым его получателем стала малайзийская авиакомпания Malindo Air. Самолет уже числится в парке перевозчика из ОАЭ FlyDubai, казахстанской SCAT, а также в «Катарских авиалиниях» и у ряда европейских перевозчиков. Количество заказов на лайнер постоянно растет и среди российских авиакомпаний. К примеру, самолеты данной модификации есть в парке S7 Airlines. Также в этому году такие лайнеры должны поступить в авиапарк Utair и «Уральских авиалиний».

Как рассказали «360» в пресс-службе перевозчика, компания сотрудничает с корпорацией Boeing по вопросам безопасной эксплуатации лайнеров. «Специалисты авиакомпании внимательно следят за расследованием и находятся в постоянном диалоге с производителем. Пока никаких рекомендаций от Boeing о необходимости приостановки полетов на Boeing 737 MAX в авиакомпании не поступало», — подчеркнула в разговоре с «360» Менеджер по PR-проектам Группы компаний S7 Надежда Горева.

Между тем ряд иностранных компаний уже перестал совершать рейсы на бортах данного класса. Временно полеты на Boeing 737 Max 8 приостановили Ethiopian Airlines, а также британская Cayman Airways.

Отказаться от использования лайнеров такого типа до выяснения причин аварии распорядились и власти КНР. В республике эксплуатируется порядка 60 самолетов Boeing 737 MAX, на них летают две крупнейшие компании страны: AirChina и China Airlines.

«У иностранных компаний появились справедливые сомнения насчет надежности бортов, поэтому они и приостановили полеты на них. Однако принудительно никто не может заставить компанию отказаться от бортов, если она считает их готовыми к эксплуатации. Тут все зависит от перевозчика», — заметил Литвинов.

Впрочем, на решение авиакомпании может повлиять инициатива со стороны Минтранса, подчеркивают в Кремле. «Что касается вопросов технологических, связанных с продолжением или непродолжением эксплуатации такого типа воздушных судов, то это, конечно, прерогатива Минтранса», — подчеркнул пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков, отметив, что администрация президента такими вопросами не занимается.

Реклама

Реклама