• 26 июня 2019, 02:30

    «Смерть не выбирала». В РПЦ отреагировали на слова Белогородского митрополита о погибших в ВОВ

    Один из российских митрополитов вызвал бурю возмущения, заявив, что Великую Отечественную войну «выиграли крещеные люди». А в первые месяцы, напротив, погибли те, кто не был религиозен.
    «Смерть не выбирала». В РПЦ отреагировали на слова Белогородского митрополита о погибших в ВОВ

    На официальном YouTube-канале Белгородской и Старооскольской епархии было опубликовано видео, на котором местный митрополит Иоанн на памятном вечере по случаю Дня памяти и скорби заявил, что некрещеные бойцы Красной армии, погибшие в начале Великой Отечественной войны, стали принесенными за безбожие жертвами.

    «В первые месяцы войны практически более 60% Красной армии, то есть молодых бойцов, которые были рождены уже в безбожное время, большинство из них не были крещеными, они были убиты. Это была жертва несоизмеримая, это была жертва, которая была принесена за безбожие. И войну выиграли крещеные люди, те, кто призван был для того, чтобы духовно победить эту машину, хорошо отлаженную», — заявил священнослужитель.

    Ролик набрал всего 568 просмотров, но при этом 11 лайков и 135 дизлайков. Комментарии к нему были оперативно отключены. И нетрудно понять почему.

    Трудно себе представить более провокационное заявление в стране, где каждая семья в последней войне понесла жестокие потери и не забыла о них до сих пор.

    В Московском патриархате сочли высказывания митрополита Иоанна «не совсем корректными». В частности, об этом заявил РИА «Новости» председатель синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Клинский Стефан (Привалов).

    По его мнению, на этот счет нет четких статистических данных, тем более что Родину защищали люди разных национальностей, вероисповедания и конфессий. Епископ Клинский призвал не «делить и рассматривать под лупой», кто был крещен и у кого в момент гибели было какое настроение. Он также напомнил, что в христианской традиции, когда человек умирает «за други своя», он фактически поучает небесное крещение.

    «Мы знаем случаи в практике христианской Церкви, когда люди, будучи некрещеными, хотели умереть за Христа, потому что видели, как мученики умирали, и фактически эта смерть являлась для них крещением в христианство», — сказал епископ Стефан.

    И все-таки он отметил, что владыка Иоанн хотел сказать, что случайных бедствий не бывает.

    «И если Господь попускает какие-то бедствия, то у них есть определенная причина: нашего отхода от Бога, прегрешений», — заметил глава синодального отдела.

    Он попросил также спокойнее относиться к заявлению Белгородского митрополита.

    «Многие через участие в Великой Отечественной войне пришли к Богу, и фактически восстановление патриаршества, храмов, приход людей в церкви Христовы — это тот же самый период. Поэтому можно сказать, что и молодежь воцерковлялась через те страшные события», — заключил епископ Клинский.

    Победа — общий подвиг народа

    Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в своем официальном Telegram-канале заявил, что митрополит Белгородский имеет право на свою точку зрения, как и любой человек. Но не нужно рассматривать его высказывания как официальное выражение позиции Русской православной церкви (РПЦ).

    Легойда также обвинил СМИ в цитировании нескольких фраз из пространного выступления. Он отметил, что никто не уточнил у митрополита, что именно он имел в виду.

    «Победа в Великой Отечественной войне — это великий подвиг нашего народа. Подвиг, который совершали в тылу и на фронте русские и украинцы, белорусы и грузины, армяне и азербайджанцы. <…> И многие-многие другие народы, жившие в СССР и вместе противостоявшие нацистской машине. Среди героев-фронтовиков были верующие разных религий, а были и неверующие. И смерть не выбирала себе жертв по религиозному признаку», — написал Владимир Легойда.

    Он признал, что даже в переписи населения 1937 года верующих в Советском Союзе было больше, чем атеистов, и около 80% из них были православными. «Но я не думаю, что Божий промысел действовал линейно, с неизбежностью безличной кармы наказывая за безбожие и отправляя на смерть в первую очередь некрещеных, оставляя при этом крещеных для победы. Повторяю, победа — это общий подвиг народа. И, конечно, великое чудо Божие и милость Бога, давшего силы нашим дедам выстоять в тяжелейшей и самой страшной войне в истории человечества», — резюмировал глава Синодального отдела.

    Протодиакон РПЦ Андрей Кураев в беседе с «360» сообщил, что не может считать заявление Белгородского митрополита продуманным и объяснил почему. По его мнению, даже если не рассматривать его этическую сторону, с богословской позиции оно выглядит очень странно.

    «Получается, что наш Христос — это кровавый божок, который требует многомиллионных жертв молодыми людьми? Чтобы какой-то грех простить? Это странно. Исторически это тоже некорректно. Согласно закону о всеобщей военной обязанности, принятому 1 сентября 1939 года, как раз в начале Второй мировой войны, призыву подлежали 19-летние юноши. Исключение делалось для тех, кто окончил среднюю школу, их в 18 лет тогда брали. Но это было меньшинство. Напомню, что с 1938 года среднее образование в Советском Союзе по сталинскому приказу было платное. Соответственно, мало кто мог позволить себе платить за образование своих детей в полной средней школе в старших классах. Детей, соответственно, загоняли в ФЗУ — фабрично-заводские училища», — сообщил протодиакон.

    Он напомнил, что даже знаменитый российский Нобелевский лауреат академик Виталий Гинзбург рассказывал, что не смог окончить школу. Формально он не имел среднего образования. Поэтому 18-летних мальчиков в армии в обсуждаемое время было мало.

    «Соответственно, в армию попали те, кому было 19 лет в последний предвоенный призыв. Это осень 40-го года и весенний призыв 41-го. Они не могли попасть на границу, так как были в „учебках“ на момент начала войны. И они 1921 года рождения, а в ту пору еще крестили всех. Антирелигиозная пропаганда еще не велась, храмы стояли на месте и их не закрывали. Вообще, почти до конца 20-х годов ХХ века церковные праздники были официальными выходными», — продолжил Андрей Кураев.
    Однако, по его мнению, даже крещеные молодые люди к вере отношения не имели, так как воспитаны были без Закона Божия.

    «С другой стороны, война есть война, и в окопах, как говорят, атеистов не бывает. Но дело даже не в этом. Сама по себе установка прозвучала невероятно коряво. Да, действительно, это интереснейшая тема для исследований, перемена антропологического состава Красной армии за годы войны. Понятно, что эти мальчишки 1920–1921 годов рождения были выбиты. По фотографиям победителей мы видим, что это зрелые мужики. Понятно, что их самосознание и жизненный опыт были несколько другими. Может быть, и отношение к религии было другим. Но все равно это повод для серьезнейшего исследования, а не для таких скоропалительных суждений. И не надо это ставить в богословскую рамку. Мол, в 1941 году проиграли атеисты, а православные рыцари-богатыри выиграли в 1945 году», — подчеркнул Кураев.

    «Ему надо просить прощения!»

    Заявление Белгородского митрополита всколыхнуло Рунет и вызвало ожесточенную дискуссию. Кто-то счел, что он абсолютно прав.

    «Как бы ни возмущались здесь многие, но, если вдуматься, он прав. Но только здесь вопрос не веры, а статистики. Большинство призванной молодежи погибло в первые месяцы войны. Уже под Москвой воевали те, кому за 30. А они не могли быть некрещеными, если не были мусульманами, конечно. Из-за чего такое возмущение, непонятно», — написал юзер под ником JV.

    Но он оказался в меньшинстве. Пользователи заявили, что за такие высказывания надо лишать сана и гнать вон.

    «Вот из-за таких невежественных заявлений чиновников от церкви в наше время падает авторитет православия», — заявил Setuge Setuge.

    Пользователи справедливо отметили, что неудачи Красной армии в начале Великой Отечественной войны вызваны в первую очередь технологическим отставанием, недостаточной готовностью и ошибками военачальников.

    «Ему нужно просить прощения перед всем народом СССР. <…> Перед теми, кто отдал свои жизни за Родину, защищая от фашизма. <…> Перед всеми жившими в то военное время. Перед народом России и перед теми, кто еще не родился. <…> Он даже краем своей жизни с этим не знаком», — написал пользователь cinema2017.

    Белгородскому митрополиту напомнили, что в советской армии служили люди разных национальностей и разных вероисповеданий.

    «Передайте ему, что на пряжках ремней немецких солдат была надпись „С нами бог!“. А еще напомните ему, что в армию призывали и мусульман, и иудеев, и буддистов», — высказался igor.chernyy.

    Пользователи также отметили, что если уж рассматривать экстремальные процессы в обществе в контексте Божьего попущения, то чем тогда можно объяснить массовую гибель православных священников в годы репрессий? Они припомнили также многочисленные свидетельства того, как православные священники хоругвями встречали оккупантов.

    «Этот поп забыл о жертвах, принесенных после 1917 священнослужителями за грехи вероотступников в рясах», — подчеркнула пользовательница под ником Колючка колючая.