19 марта 2019, 10:23

«Он всегда жил на территории искусства». Смерть Марлена Хуциева сравнили с концом кинематографической эпохи

Читать 360tv в

В Москве на 94-м году жизни скончался режиссер Марлен Хуциев. Благодаря ему мы знаем о «Весне на Заречной улице» и о том, каким «Был месяц май». Смерть Хуциева уже назвали концом целой кинематографической эпохи.

О кончине режиссера стало известно утром 19 марта. Он умер в 07:00 в реанимации Боткинской больницы, куда был доставлен в минувшую субботу.

В канун Нового года Марлена Хуциева и его супругу Ирину Соловьеву госпитализировали для профилактического обследования. 4 января жена режиссера умерла. На прошлой неделе Хуциев вновь попал к врачам. В больницу его привезли в полуобморочном состоянии и с внутренним кровотечением. Выписать режиссера так и не удалось.

В беседе с «360» актер Владислав Ветров рассказал о съемках в работе Хуциева, ставшей для режиссера последней, фильме «Невечерняя».

«С 2003 года я начал сниматься в его картине-истории об Антоне Чехове и Льве Толстом. <…> Это человеческое кино снималось по категории души. Жаль, что огромная работа не окончена. В любом случае это уже будет не Марлен Хуциев», — сказал Ветров.

Он поблагодарил мастера за оказанное доверие и позволение участвовать в работе и размышлениях над тем, что Хуциев делал.

«С ним легко, потому что этот человек не делал лишних движений в создании фильма. Умел разговаривать с артистами, ставить задачи, посвящал в секретную кухню кинематографической работы и приемов», — поделился своими воспоминаниями о режиссере Ветров.

По его словам, представить Хуциева в другой профессии невозможно. Он находился на своем месте и заряжал своей энергией окружающих.

Он всегда жил в кинематографическом поле на территории искусства

В Союзе кинематографистов России назвали смерть Хуциева «завершением целой эпохи».

«Его смерть — это завершение целой кинематографической эпохи. Он был добрый, необыкновенно искренний человек. В общем, великий человек. Мы сейчас все грустим и скорбим», — отметил зампред организации Клим Лавреньтев, которого процитировал сайт «Комсомольская правда».

Смерть своего наставника прокомментировала сайту РЕН ТВ советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР Тамара Семина. Произошедшее она назвала «невероятным ударом».

«Марлен Мартынович, дорогой, все же шло хорошо, уже пошел на поправку. <…> Дорогой, любимый, мой ненаглядный, первый мой учитель, который познакомил с кинематографом, с которым мы дружили всю жизнь. <…> Благодарность моя неизмерима», — сказала Семина.

Память об известном советском и российском кинорежиссере готовы увековечить московские власти. В Мосгордуме заметили, что поддержат соответствующую инициативу Союза кинематографистов, если таковая поступит.

«К сожалению, ушел из жизни человек очень талантливый и яркий, смелый как в творчестве, так и в жизни. Марлен Хуциев — один из столпов нашей культуры и кинематографии», — сказал председатель комиссии по культуре и массовым коммуникациям в столичном парламенте Евгений Герасимов.

Прощание с легендарным режиссером, предположил в беседе с РИА «Новости» Клим Лаврентьев, состоится в Доме кино в Москве.

«Прощание, скорее всего, конечно, пройдет в Доме кино, кино, которому он отдал всю свою жизнь», — подчеркнули в Союзе кинематографистов.

Марлен Хуциев родился 4 октября 1925 года в Тифлисе. Его отец был коммунистом с дореволюционным стажем, а мать — актрисой из дворянской военной семьи. Выбирая имя для сына, супруги Хуциевы остановились на Марлене. Это акроним и означает «Маркс, Ленин».

В 1952 году молодой Хуциев окончил режиссерский факультет ВГИКа, был выпускником мастерской Игоря Савченко. Карьеру начал на Одесской киностудии, потом работал на киностудии имени Горького, с 1965 года — на «Мосфильме». С 1987-го он руководил мастерской режиссуры художественного кино во ВГИКе. Заведовал одноименной кафедрой с 1987 по 2009 год.

Хуциев известен как режиссер фильмов «Весна на Заречной улице» (1956), «Два Федора» (1958), «Застава Ильича» (1964), «Июльский дождь» (1966), «Был месяц май» (1970), «И все-таки я верю…» (документальная лента, 1974), «Послесловие» (1983), «Бесконечность» (1991), «Люди 1941 года» (документальная лента, 2001), «Невечерняя» (2019). Несколько его работ отмечены призами престижных кинофестивалей.

Марлен Хуциев носил звание народного артиста СССР, обладал государственной премией Российской Федерации, был кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней, кавалером орденов Почета и Дружбы.

Обладатель премий «Золотой овен», «Триумф» и «Ника».

Реклама

Реклама