facebook_pixel
  • 03 ноября 2016, 14:16

    «Слон в посудной лавке». Как водители обходят систему «Платон»

    «Слон в посудной лавке». Как водители обходят систему «Платон»

    Год назад в России начала действовать система взимания платы за проезд по федеральным трассам грузовиков с разрешенной максимальной массой более 12 тонн «Платон». Платить должны как российские большегрузы, так и иностранные логистические компании. Пройденное расстояние фиксируется с помощью специальных бортовых устройств БУ 1201, оборудованных системами GPS и ГЛОНАСС, либо при помощи маршрутной карты. Наличие системы отслеживается при прохождении фуры через специальные стационарные рамки на дорогах, либо мобильными комплексами — специально оборудованными автомобилями.

    Подобная система давно работает практически во всех странах Европы, российский «Платон» разработан по зарубежным аналогам. Однако многие компании находят способы обойти систему и избежать оплаты, рассказал телеканалу «360» координатор автомобильного сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

    Как скрыться от «Платона»

    «Система контроля нормально работает только, по сути, в Московской области и в Москве. Если вы выезжайте за пределы Подмосковья, вы видите, что сеть стационарных пунктов, то есть контрольных рамок и мобильных пунктов контроля резко редеет. И, кстати, многие перевозчики в курсе всей этой ситуации и довольно много денег экономят на оплате маршрутных квитанций», — рассказал эксперт.

    Это не касается компаний, которые оснастили свои автомобили GPS-приемниками, но даже при наличии бортового устройства обойти систему достаточно легко — для этого нужно просто выключить его после непосредственного прохождения контрольной рамки. Еще один классический метод обмана — грязный регистрационный номер автомобиля. Самое простое — объехать федеральную трассу по региональной дороге, где система «Платон» не действует.

    «Слон в посудной лавке». Как водители обходят систему «Платон» | Изображение 1

    Насколько распространены подобные нарушения — сказать сложно, в открытом доступе статистических данных нет, поэтому понять, сколько водителей обходят систему «Платон», нельзя.

    Необходимо учитывать интересы водителей

    По мнению координатора «Синих ведерок», необходимо учесть интересы водителей и перевозчиков, а не вести себя «как слон в посудной лавке».

    «Основная проблема системы „Платон“ до сих пор не нивелирована. У нас на рынке действуют неравные условия для разных участников этого бизнеса. В итоге получается так, что если сейчас платежи по „Платону“ будут увеличены, то это весьма печально повлияет на конкуренцию в сегменте грузоперевозок. И, к сожалению, добросовестные перевозчики окажутся в заведомо проигрышной ситуации по сравнению с недобросовестными», — пояснил свою точку зрения Шкуматов.

    Поспешные решения в долгосрочной перспективе могут привести к негативным последствиям как для «Платона», как системы взимания платы, так и для бизнеса подключенных к нему грузоперевозчиков, которые потеряют часть своих клиентов.

    Тарифы

    Согласно статистике Минтранса, на сегодняшний день обязательную регистрацию в системе «Платон» прошли более 262 тысяч российских и иностранных перевозчиков, в общем парке которых свыше 766 тысяч большегрузов. 87% из них оборудованы бортовыми устройствами, остальные пользователи оформляют маршрутные карты.

    «Слон в посудной лавке». Как водители обходят систему «Платон» | Изображение 2

    Первоначальный тариф по системе «Платон» составлял 3,73 рубля за проезд одного километра, однако после нескольких забастовок, проведенных дальнобойщиками еще до того, как система была введена в эксплуатацию, стоимость километра понизили до 1,53 рубля.

    С 1 марта 2016 года тариф планировали увеличить до 3,06 рубля, предполагалось, что он будет фиксированным до 31 декабря 2018 года, после чего водителям придется платить изначально запланированные 3,73 рубля за километр. Но и от этой меры пришлось отказаться, и льготный тариф на уровне 1,53 рубля продлили на неопределенный срок.

    Накануне Минтранс решил, что перевозчики адаптировались к системе, цены на перевозимые товары за этот год повысились лишь незначительно, а значит, пришло время вернуться к изначальным планам. Повышать тариф планируется постепенно — до 2,61 рубля с февраля 2017 года и до 3,06 рубля с июня, заявил первый замминистра транспорта РФ Евгений Дитрих, его цитирует РБК.