Скромный ренессанс внутреннего туризма: где отдохнули россияне прошедшим летом | 360°

30 сентября 2016, 14:44

Скромный ренессанс внутреннего туризма: где отдохнули россияне прошедшим летом

Читать 360 в

-

Прошедшим летом в связи с закрытием перелетов в Египет и Турцию россияне отдали предпочтение отечественным курортам. По статистике сервисов продажи авиабилетов, в лидеры вышли Сочи, Крым и Анапа. По сравнению с предыдущим годом география путешествий несколько расширилась, многие решили отправиться в «отечественную Европу» — Калининград. Телеканал «360» выяснил, какие еще направления были популярны у туристов летом 2016 года.

Реклама

Пляжные курорты

Согласно статистике Aviasales.ru, доля России в летних бронированиях 2016 составляет 79%, на втором месте — СНГ, третье место — Евросоюз и другие страны. Для сравнения, в прошлом году доля России была равна 74%.

В топ летних продаж авиабилетов из Москвы попали Симферополь (средний чек — 16 855 рублей), Сочи (15 124 рубля), Санкт-Петербург (6 520 рублей), Минеральные Воды (8 485 рублей), Краснодар (9 250 рублей), Махачкала (11 306 рублей), Калининград (11 351 рубль) и Анапа (15 884 рубля)

У сервиса Kupibilet.ru другая статистика: лидером посещаемости в этом сезоне стал Сочи с показателем 37,3% запросов. Вторую строчку заняли курорты Крыма — туда слетали 32,3% туристов. Тройку лидеров замкнула Анапа с цифрой 12,3%.

Направления внутрироссийского туризма, по мнению аналитиков сервиса, за год практически не изменились. Прошлым летом первым по количеству запросов стал Симферополь (32,9%). Следом за ним — Сочи (29,4%) и Краснодар (12,6%).

Специалисты Aviasales утверждают, что количество бронирований на российские курорты выросли на 25%, Особенно отличился Сочи: бронирования по данному направлению выросли в два раза. Симферополь показал прирост 15%, Краснодар — 5%, Анапа — 28%, а Геленджик — 25%.

Подмосковье и другие направления

Многие туристы прошедшим летом решили не греться на пляжах, а провести каникулы, набравшись впечатлений другого рода. Как уже упоминалось, в лидеры среди российских направлений вышла Калининградская область — билеты в самый западный город страны стоят дешево. В середине мая Росавиация начала реализацию программы субсидирования воздушных перевозок пассажиров из Калининграда в европейскую часть России. Билеты по специальному тарифу могут приобрести граждане РФ без ограничений по возрасту. Стоимость спецбилета Москва-Калининград — от 3,5 тысяч рублей на человека в одну сторону.

Неплохие результаты в этом году также показали Москва, Санкт-Петербург, а также Алтай и Татарстан. Растет интерес туристов на однодневные экскурсионные туры по Подмосковью и соседним областям. В Московской области популярностью пользуются не столько города, сколько курорты и направления, утверждает генеральный директор Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова.

«Это Истринское водохранилище (кластер отелей), Дмитровское направление (кластер отелей), Звенигород (кластер гостиниц). В этом году Таруса (Калужская область — прим. «360») добавилась в список популярных направлений», — пояснила она.

Если говорить о самых популярных с туристической точки зрения городах Подмосковья, следует выделить Сергиев Посад и Дмитров.

«В первом, как известно, расположен объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО — Троице-Сергиева Лавра. Второй также имеет богатую историю (известен с XXII века), а в его окрестностях находится горнолыжные центры, притягивающие туристов. И, конечно же, Коломну, которая в сентябре этого года по версии туристического проекта Wondergo и Первого подмосковного «Радио 1» была названа самым гостеприимным городом Подмосковья», — рассказал доктор экономических наук, профессор кафедры туризма и культурного наследия Российского нового университета (РосНОУ) Михаил Морозов.

Пользуются спросом также поездки в Звездный городок и под Серпухов на ферму страусов, отметила руководитель сервиса «Рамблер/Путешествия» Алена Корякина.

Куда ездили москвичи

Москвичи в этом году также предпочитали отдыхать в России. За последние четыре года доля внутренних направлений в летних путешествиях жителей столицы увеличилась в 1,5 раза, с 40 до 60%.

«Три лета подряд самым популярным направлением для отдыха москвичей остается Симферополь. Барселона, занимавшая первую строчку в 2013 году, в кризисный 2014-й опустилась на второе место, в 2015-м – на третье, а в 2016-м уже на шестое. Другой фаворит москвичей – Сочи – стабильно держится в тройке лидеров, заняв второе место в 2013, 2015 и 2016 и третье – в 2014. Этим летом Сочи впервые начал оспаривать лидерство Симферополя и в будущем году может обогнать Крым по популярности», - сообщил pr-менеджер Skyscanner в России Дмитрий Хаванский.

Этим летом москвичи стали чаще бронировать авиабилеты в Сочи (спрос вырос на 40%), Анапу (+31%), Краснодар (+30%), Минеральные воды (+23%) и Калининград (+15%). Из зарубежных направлений самым востребованным среди жителей столицы стал Бургас (Болгария): популярность курорта увеличилась почти на треть. Также большим спросом стала пользоваться Ларнака (Кипр).

«Нельзя не отметить и еще один тренд последних лет – существенный рост интереса к городам Ближнего Зарубежья – этим летом рекордсменами стали Ереван (90%), Тбилиси (65%) и Баку (150%)», - сказал Хаванский.

Вырастет ли спрос на внутренний туризм в следующем сезоне

Цены на отели и пакетные туры по России изменились не сильно − выросли в пределах 5−10% по сравнению с прошлым годом. По мнению операционного директора сервиса Kupibilet.ru Бориса Пирожникова, спрос на внутренний туризм в следующем сезоне будет расти, однако после открытия Турции и Египта, а также возможного введения курортного сбора в РФ, эти страны могут составить конкуренцию.

Еще одна причина, по которой россияне все-таки предпочитают отдых за рубежом — уровень сервиса и невысокие цены на путевки.

«Безусловно, будет некоторое перераспределение турпотока. Все же сервис на российских курортах, за редким исключением, не дотягивает до зарубежных отелей, предлагающих отдых по системе «все включено». Даже те отечественные гостиницы, которые стали применять этот формат, до конца его не доработали, и качество отечественного all inclusive заметно уступает заграничному», — пояснила Корякина.

Эксперты сходятся во мнении, что значительного роста внутреннего туризма на следующие 30−50% в 2017 году ожидать не стоит, спрос на отечественный отдых, скорее всего, останется на прежнем уровне.

«На фоне экономической ситуации, ограничений на выезд для отдельных категорий, рост объемов внутреннего туризма был еще в 2014 и 2015 годах, когда Турция и Египет были открыты. Тогда россияне предпочли отдых дома в первую очередь по экономическим причинам: доллар и евро резко выросли. Поскольку курс валюты остался высоким, а реальные доходы населения за ним не успели, можно предположить, что внутренний туризм продолжит расти и развиваться, но, скорее всего, не в тех объемах, что в последние два года», — считает Корякина.

В чем ошибка российского туристического бизнеса

Помешать удержать российского туриста могут необоснованно высокие цены на проживание во время летнего сезона на курортах РФ.

«С одной стороны, нам выпал отличный шанс удержать российского туриста в России. А с другой — у нас рассуждают так: спрос повысился — давайте увеличим цену. Но ведь повышение цены должно сопровождаться добавлением какой-то новой услуги, повышением качества, а этого не происходит. И турист, который решил отдохнуть в России, в следующий раз может предпочесть зарубежье. А оно не ограничивается Турцией и Египтом», — заявил профессор РосНОУ Михаил Морозов.

По его словам, активен поток в Таиланд и Вьетнам, в последние годы стала популярна Черногория, Греция. Болгария вообще показала в первой половине 2016 года наилучшие результаты за много лет.

«С уверенностью можно сказать одно: даже если те же самые Турция или Египет подорожают в два раза, они все равно будут для российского туриста привлекательнее внутренних направлений», — добавил эксперт.

Но причина вовсе не в Турции и Египте, отмечает Морозов. Российские туроператоры не могут согласовать свои действия с отельерами, туристический бизнес настроен на сиюминутную выгоду, поэтому и повышаются цены.

«Представьте себе ситуацию: гостинице нужна загрузка, она дает какие-то приемлемые цены для туроператора, а тот начинает повышать цены. Гостиница начинает терять клиентов, предлагает более приемлемую цену для туристов, а туроператор обвиняет ее в демпинге и переманивании своих клиентов. Причина такой несогласованности в ориентации туристического бизнеса на сиюминутную прибыль, а не на работу на длинной дистанции, которая подразумевает понимание экономических механизмов. Ведь можно сделать цену слегка ниже, за счет этого не только получить большее количество туристов и на этом обороте получить еще большую прибыль, но и сформировать собственный туристский поток на долгие годы», — пояснил профессор.

Реклама

Реклама