• Скоростной режим. Ожидаются ли новые ужесточения правил на российских дорогах?

    По сведениям газеты «Коммерсант», правительство поручило двум профильным ведомствам, а именно МВД и Министерству транспорта (Минтранс), подготовить предложения по ужесточению наказания за некоторые нарушения правил дорожного движения (ПДД).
    Скоростной режим. Ожидаются ли новые ужесточения правил на российских дорогах?

    Самым заметным может стать уменьшение скоростного лимита с 20 километров в час до так называемого европейского — 10 километров в час. Это означает, что штрафные санкции можно будет вводить в отношении водителей, если они превысят ограничение скорости на участке дороги свыше 10 километров в час. К числу нововведений после разработки и утверждения новых правил, возможно, отнесут еще две важные популярные позиции: ужесточение санкций за нечитаемые, то есть грязные, государственные номера на автомобиле и за нарушение правил остановки и стоянки.

    Такое поручение правительства, похоже, идет вразрез с недавним заявлением руководства ГИБДД об объявлении моратория на изменения правил дорожного движения, которые они сами же инициировали. Руководство это объясняет тем, что уже внесено слишком много поправок в ПДД, которые водители попросту не успевают не только усвоить, но даже и узнать о них вовремя. Не все правила доводятся до сведения водителей в соответствии с законной процедурой. В ГИБДД сказали, что повлиять на Минтранс они не могут, а это ведомство в одностороннем порядке вносит корректировку в ПДД и таким образом меняет важные пункты основного документа. Многие корректировки переносятся на полгода, а случается, что и на год с момента утверждения, и они начинают действовать, как это ни звучит абсурдно, неожиданно для водителей, потому что их успевают забыть, а о некоторых даже не могут узнать.

    Только в уходящем году вступили в силу четыре изменения в ПДД, а в предыдущем — семь. Почти всем им сопутствуют санкции в виде крупных штрафов и административных наказаний более серьезного порядка. За 25 лет, то есть ровно за столько, сколько в России действует новая Конституция, в ПДД было внесено ни много ни мало — 50 изменений. Для примера: в Минске такие решения принимаются лишь раз в пять лет, не чаще. Там дорожная обстановка не столь напряженная, как в России, и, по мнению специалистов, именно потому, что все изменения становятся вовремя известны водителям и инспекторам ГАИ, а административные комиссии и суды принимают решения на основании заранее усвоенных всеми дорожных правил, то есть процедурный порядок ревностно соблюдается.

    В России это обстоит иначе. Сбор штрафов регулярен и у многих по частоте вызывает почти изумление. Так, с января по ноябрь 2018 года уже вынесено более 80 миллионов постановлений за превышение скорости от 20 до 40 километров в час. Камеры установлены, как говорят уже даже в Госдуме, почти на каждом столбе, причем далеко не все знают, какие из них включены, а какие просто муляж. В ГИБДД инспектора заняты конвейерным оформлением протоколов, а банки — переводом штрафов на счета ведомства и посредников электронных платежей.

    Скоростной режим. Ожидаются ли новые ужесточения правил на российских дорогах? | Изображение 1
    Источник фото: РИА «Новости»

    Думаю, такая активность в ГИБДД вызвана недавним высказыванием президента о том, что слишком увеличилось фискальное давление на граждан. Президент сказал это в беседе с председателем правительства. Ведь дороги — это один из объединяющих людей факторов повседневной жизни, на котором большинство обычных налогоплательщиков (если только у них отсутствуют законные привилегии или особые полномочия) равны между собой и несут единую фискальную и налоговую ответственность. То есть эта нагрузка объединяет всех, независимо от возраста, пола, социального положения, национальности, вероисповедания и даже гражданства. Именно поэтому при введении новых правил или внесении корректировок необходимы не только экспертизы специалистов, но и социальный мониторинг и знание финансовой стороны применительно к среднему кошельку. Многих дорога кормит — малый и средний бизнес, дачники, городские и загородные жители, использующие свои автомобили для того, чтобы добраться до работы или до дома. Не учитывать этот фактор жизнедеятельности населения — серьезная ошибка. Видимо, это и вынудило ГИБДД заявить о введении внутреннего моратория на изменения в ПДД.

    В ответ на заявление о моратории в Министерстве транспорта высказались предельно кратко:

    «Минтранс продолжает работу над совершенствованием правоотношений в сфере дорожного движения».

    По-своему это прокомментировал первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков, хорошо знающий российскую дорожную кухню. Он сказал, что ПДД является «живым организмом», который меняется в связи с «обстановкой и вызовами времени»:

    «Более того, наши правила в целом нуждаются в серьезной корректировке и пересмотре. А заявление из серии ''давайте не будем трогать ПДД'' может оказаться психологическим, политическим шагом для успокоения населения перед введением какого-нибудь ужесточения».

    Скоростной режим. Ожидаются ли новые ужесточения правил на российских дорогах? | Изображение 2
    Источник фото: РИА «Новости»

    «Государство вкладывает миллиарды в создание современных дорог, но власти устанавливают совершенно необоснованные скоростные ограничения. Все потому, что на камерах уже давно делают бизнес, прибыль ставится во главу угла. Сначала необходимо разобраться с подобными дорожными ловушками и только потом обсуждать вопрос сокращения порога с 20 до 10 километров в час. Иначе это выглядит как очередная попытка залезть гражданам в карман».

    Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, крупные города и области на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и во всей Центральной России перегружены автомобильным транспортом, и любые нововведения сразу приводят к масштабным корректировкам в повседневном быту десятков миллионов человек. Это уже область государственной экономической политики — не менее того.

    Уже вводятся знаковые и штрафные ограничения движения в городах, связанные с экологией двигателей в различных автомобилях, что нанесет серьезный ущерб сотне тысяч владельцев старых российских и подержанных импортных автомобилей. Ожидаются долго откладываемые нововведения по ограничению пользования праворульными машинами, а также уже разработаны новые правила по обязательной установке желтых проблесковых маячков на целом ряде общественного и социального транспорта, будут введены электронные паспорта транспортных средств (ЭПТС). Большинство правил начинает действовать с 1 июля. Хорошо бы ведомства, имеющие право законодательной инициативы, сами бы соблюдали безопасный скоростной режим.

    Андрей Бинев журналист, аналитик