14 декабря 2018, 15:12

Скоростной режим. Ожидаются ли новые ужесточения правил на российских дорогах?

Читать 360tv в

По сведениям газеты «Коммерсант», правительство поручило двум профильным ведомствам, а именно МВД и Министерству транспорта (Минтранс), подготовить предложения по ужесточению наказания за некоторые нарушения правил дорожного движения (ПДД).

Самым заметным может стать уменьшение скоростного лимита с 20 километров в час до так называемого европейского — 10 километров в час. Это означает, что штрафные санкции можно будет вводить в отношении водителей, если они превысят ограничение скорости на участке дороги свыше 10 километров в час. К числу нововведений после разработки и утверждения новых правил, возможно, отнесут еще две важные популярные позиции: ужесточение санкций за нечитаемые, то есть грязные, государственные номера на автомобиле и за нарушение правил остановки и стоянки.

Реклама

Такое поручение правительства, похоже, идет вразрез с недавним заявлением руководства ГИБДД об объявлении моратория на изменения правил дорожного движения, которые они сами же инициировали. Руководство это объясняет тем, что уже внесено слишком много поправок в ПДД, которые водители попросту не успевают не только усвоить, но даже и узнать о них вовремя. Не все правила доводятся до сведения водителей в соответствии с законной процедурой. В ГИБДД сказали, что повлиять на Минтранс они не могут, а это ведомство в одностороннем порядке вносит корректировку в ПДД и таким образом меняет важные пункты основного документа. Многие корректировки переносятся на полгода, а случается, что и на год с момента утверждения, и они начинают действовать, как это ни звучит абсурдно, неожиданно для водителей, потому что их успевают забыть, а о некоторых даже не могут узнать.

Только в уходящем году вступили в силу четыре изменения в ПДД, а в предыдущем — семь. Почти всем им сопутствуют санкции в виде крупных штрафов и административных наказаний более серьезного порядка. За 25 лет, то есть ровно за столько, сколько в России действует новая Конституция, в ПДД было внесено ни много ни мало — 50 изменений. Для примера: в Минске такие решения принимаются лишь раз в пять лет, не чаще. Там дорожная обстановка не столь напряженная, как в России, и, по мнению специалистов, именно потому, что все изменения становятся вовремя известны водителям и инспекторам ГАИ, а административные комиссии и суды принимают решения на основании заранее усвоенных всеми дорожных правил, то есть процедурный порядок ревностно соблюдается.

В России это обстоит иначе. Сбор штрафов регулярен и у многих по частоте вызывает почти изумление. Так, с января по ноябрь 2018 года уже вынесено более 80 миллионов постановлений за превышение скорости от 20 до 40 километров в час. Камеры установлены, как говорят уже даже в Госдуме, почти на каждом столбе, причем далеко не все знают, какие из них включены, а какие просто муляж. В ГИБДД инспектора заняты конвейерным оформлением протоколов, а банки — переводом штрафов на счета ведомства и посредников электронных платежей.

Думаю, такая активность в ГИБДД вызвана недавним высказыванием президента о том, что слишком увеличилось фискальное давление на граждан. Президент сказал это в беседе с председателем правительства. Ведь дороги — это один из объединяющих людей факторов повседневной жизни, на котором большинство обычных налогоплательщиков (если только у них отсутствуют законные привилегии или особые полномочия) равны между собой и несут единую фискальную и налоговую ответственность. То есть эта нагрузка объединяет всех, независимо от возраста, пола, социального положения, национальности, вероисповедания и даже гражданства. Именно поэтому при введении новых правил или внесении корректировок необходимы не только экспертизы специалистов, но и социальный мониторинг и знание финансовой стороны применительно к среднему кошельку. Многих дорога кормит — малый и средний бизнес, дачники, городские и загородные жители, использующие свои автомобили для того, чтобы добраться до работы или до дома. Не учитывать этот фактор жизнедеятельности населения — серьезная ошибка. Видимо, это и вынудило ГИБДД заявить о введении внутреннего моратория на изменения в ПДД.

В ответ на заявление о моратории в Министерстве транспорта высказались предельно кратко:

«Минтранс продолжает работу над совершенствованием правоотношений в сфере дорожного движения».

По-своему это прокомментировал первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков, хорошо знающий российскую дорожную кухню. Он сказал, что ПДД является «живым организмом», который меняется в связи с «обстановкой и вызовами времени»:

«Более того, наши правила в целом нуждаются в серьезной корректировке и пересмотре. А заявление из серии ''давайте не будем трогать ПДД'' может оказаться психологическим, политическим шагом для успокоения населения перед введением какого-нибудь ужесточения».

«Государство вкладывает миллиарды в создание современных дорог, но власти устанавливают совершенно необоснованные скоростные ограничения. Все потому, что на камерах уже давно делают бизнес, прибыль ставится во главу угла. Сначала необходимо разобраться с подобными дорожными ловушками и только потом обсуждать вопрос сокращения порога с 20 до 10 километров в час. Иначе это выглядит как очередная попытка залезть гражданам в карман».

Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, крупные города и области на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и во всей Центральной России перегружены автомобильным транспортом, и любые нововведения сразу приводят к масштабным корректировкам в повседневном быту десятков миллионов человек. Это уже область государственной экономической политики — не менее того.

Уже вводятся знаковые и штрафные ограничения движения в городах, связанные с экологией двигателей в различных автомобилях, что нанесет серьезный ущерб сотне тысяч владельцев старых российских и подержанных импортных автомобилей. Ожидаются долго откладываемые нововведения по ограничению пользования праворульными машинами, а также уже разработаны новые правила по обязательной установке желтых проблесковых маячков на целом ряде общественного и социального транспорта, будут введены электронные паспорта транспортных средств (ЭПТС). Большинство правил начинает действовать с 1 июля. Хорошо бы ведомства, имеющие право законодательной инициативы, сами бы соблюдали безопасный скоростной режим.

Андрей Бинев журналист, аналитик

Реклама

Реклама