«Большинство клиентов в России не знают Карлоса Гона». Суть скандала в Renault‐Nissan | 360°

19 ноября 2018, 21:38

«Большинство клиентов в России не знают Карлоса Гона». Суть скандала в Renault‐Nissan

Читать 360 в

Скандал, связанный с арестом президента и генерального директора Renault и Nissan, а также руководителя стратегического партнерства альянса Renault-Nissan-Mitsubishi Карлоса Гона никак не отразится на деловой репутации возглавляемых им компаний. Такое мнение высказал в беседе с «360» глава ассоциации «Российские автодилеры» Олег Мосеев. По его словам, причиной тому – грамотные действия руководства концерна.

«Нет, никак не скажется, поскольку Nissan сам же подал заявление, сам провел внутреннее расследование, сам передал документы в полицию. В данном случае компания как таковая чиста абсолютно», - заявил Мосеев.

Реклама

Арест Гона не повлияет и на объем продаж автомобилей концерна в России, поскольку сам он не является знаковой персоной для российского потребителя, считает Мосеев. Покупателей машин не слишком интересуют причины скандала в руководстве Nissan.

«У нас большинство клиентов знать не знают, кто такой Карлос Гон», - подчеркнул глава ассоциации «Российские автодилеры».

Кто же ты, Карлос Гон?

Однако имя 64-летнего руководителя Renault-Nissan-Mitsubishi в некоторой степени с Россией связано. В 2012–2016 годах Гон работал в ОАО «АвтоВАЗ» заместителем председателя совета директоров и председателем совета директоров. Не так давно Forbes признал его «самым трудолюбивым человеком в мире». Один из наиболее известных автоменеджеров по праву может считаться «чемпионом» по количеству высоких должностей, большую часть из которых он занимал по совместительству.

Выходец из ливанской семьи, уроженец Бразилии, Карлос Гон окончил политехническую школу в Париже и с успехом проработал 18 лет в компании Michelin. Его успехи в качестве антикризисного менеджера заинтересовали концерн Renault, который в 1996 году поручил новому сотруднику спасение убыточного офиса в Южной Америке. Гон с задачей уверенно справился.

Три года спустя уже вице-президент Renault Карлос Гон начинает выводить из кризиса Nissan, имевшую на тот момент около 12,5 миллиарда долларов долгов и годовой убыток в 6,6 миллиарда. Он предложил план спасения компании, ликвидировал пять заводов и перестроил корпоративную систему автопроизводителя. Гон уволил большое число местных менеджеров, заменив их европейцами, и сделал английский официальным языком японской фирмы. Сам бразилец, кстати, владеет английским, португальским, французским и ливанским.

Уже в 2000 году Nissan принесла прибыль, а Гон стал ее президентом. В 2012 году он оказался самым высокооплачиваемым топ-менеджером в Японии, заработав за год 12,5 миллиона долларов. Как руководитель Renault во Франции в это время он получил девять миллионов евро.

Карлос Гон приложил свои знания, навыки и таланты к реструктуризации Daimler, «АвтоВАЗ» и Mitsubishi. Именно в японской компании и случился первый скандал — в 2016 году выяснилось, что руководство сознательно искажает эксплуатационные характеристики двух моделей автомобилей, поставляемых на внутренний рынок страны. За этим последовало разбирательство и падение акций в цене почти на 50%. Обесценившиеся бумаги приобрел Nissan. 1 апреля 2017 года Гона в кресле президента компании сменил японец Хирото Саикаве. Бразилец же стал председателем совета директоров Nissan и Mitsubishi, но лишился полномочий по оперативному управлению.

Месть японцев?

В ноябре 2018 года Карлоса Гона обвинили в занижении данных о личных доходах в отчетах для Токийской фондовой биржи, а также в использовании активов компании в личных целях. Он был арестован 19 ноября в штаб-квартире фирмы в Йокогаме в связи с нарушением финансового законодательства, чему предшествовало собственное расследование Nissan в течение нескольких месяцев. По данным местных СМИ, начиная с 2011 года Гон занизил данные о собственной зарплате на общую сумму около 44 миллионов долларов по текущему курсу. Помощь в махинациях фигуранту дела оказывал член совета директоров Грег Келли, который также был арестован.

В релизе Nissan сказано, что президент компании Хирото Саикава потребует отставки Гона и Келли. Возможно, это стало своеобразной местью японского менеджмента «убийце расходов» за «репрессии» в конце прошлого века, когда он осуществлял свою программу жесткого сокращения.

На фоне скандала вокруг Гона акции Renault подешевели на французской бирже Euronext Paris. В течение дня они снижались в цене почти на 15%. Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что правительство будет чрезвычайно бдительно следить за стабильностью группы Renault после ареста ее главы, поскольку государство является акционером компании. В ближайшее время будет созван совет директоров Renault. Ему предстоит обсудить сложившуюся ситуацию. Руководство уже выразило «свою преданность защите интересов Renault в альянсе».

Реклама

Реклама