22 января 2019, 16:33

Систематические задержки, нерабочая полоса и гибель пассажира. Что происходит с аэропортом Шереметьево

Читать 360tv в

В последнее время в аэропорту Шереметьево участились инциденты, которые доставляют неудобства пассажирам и угрожают их безопасности. С начала года в воздушной гавани уже дважды самолеты вкатывались за пределы взлетно-посадочной полосы с десятками человек на борту. К тому же не раз фиксировались случаи задержки рейсов и несвоевременной выдачи багажа. Почему сервис в Шереметьево оставляет желать лучшего, разбирался «360».

В марте прошлого года российский аэропорт Шереметьево вошел в топ-100 самых лучших в мире по версии британской маркетинговой компании Skytrax. Впрочем, воздушная гавань смогла получить в рейтинге World Airport Awards лишь 68-ю строчку. Экзаменаторы поставили аэропорту низкие оценки за обеспечение безопасности пассажиров и систему вылетов, говорится в сообщении компании.

Вопросы безопасности действительно в последние годы остаются одной из главных проблем Шереметьево, признают опрошенные «360» участники рынка. Так, только за январь в аэропорту два самолета выкатились за пределы взлетно-посадочной полосы (ВПП), поставив жизни пассажиров под угрозу. Последний инцидент произошел 21 января, когда Boeing-737 авиакомпании «Аэрофлот» при посадке вышел за пределы полосы на 1,5 метра. Самолет выполнял рейс из Астаны в Москву, а на борту находились 85 человек, включая экипаж. «Возможно, совершить посадку по правилам самолет не смог из-за плохих погодных условий. Также причина нестандартного выхода на полосу может крыться в некачественной чистке полосы», — заметил в разговоре с «360» главный редактор сайта Avia.ru Роман Гусаров.

Похожий инцидент произошел 13 января с лайнером чешской авиакомпании Smart Wings, который уже при разгоне выкатился за пределы ВПП. По данным СМИ, на борту находились 40 человек. Самолет должен был вылететь в Прагу. В результате происшествия никто не пострадал, однако аэропорт закрыл одну из взлетно-посадочных полос, чтобы эвакуировать самолет. Тогда Следственный комитет сообщил, что причиной случившегося могла стать ошибка пилотов и некачественная работа служб, убиравших ВПП.

Между тем пробелы в системе безопасности аэропорта стоили жизни одному из пассажиров. В ноябре прошлого года гражданин Армении Альберт Епремян был сбит самолетом, следовавшим из Москвы в Афины. Мужчина выбежал на взлетную полосу и погиб после столкновения с одной из стоек шасси. В ходе проверки, инициированной после происшествия, следователи пришли к выводу, что причиной инцидента стали нарушения требований безопасности при организации полетов.

Задержки по плану

В 2018 году специалисты авиакомпании фиксировали задержки при посадке своих лайнеров в Шереметьево. К примеру, в период с 11 по 12 февраля около 1,6 тысячи из 10,8 тысячи бортов «Аэрофлота» прибыли в аэропорт с опозданием из-за проблем с составлением маршрутов диспетчерами. Тогда гендиректор авиакомпании Виталий Савельев был вынужден отправить письмо с жалобой в Росавиацию. В документе было указано, что из-за «ненадлежащего векторения» самолетов авиадиспетчерами точность прибытия рейсов «Аэрофлота» снизилась за месяц почти на 15%.

Жалобы на вылет не по расписанию преследуют Шереметьево уже не первый год. По данным международного сервиса AirHelp, который отслеживает вылеты в Европу, в период с 2013 по 2016 год аэровокзал обслуживал 1240 отмененных или задержанных европейских рейсов. В результате пострадали свыше 130 тысяч человек, подсчитали исследователи.

Причинами задержек стали два фактора, объясняет исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Свою роль в осенне-зимний период сыграли сложные погодные условия, которые фактически парализовали на какое-то время работу всех воздушных гаваней в зоне действия циклона. Также из аэропорта вылетает рекордное количество рейсов, а такая нагрузка может негативно отражаться на точности вылетов. Впрочем, главный игрок гавани — группа компаний „Аэрофлот“ — уже принял ряд мер, среди которых закрытие выхода на посадку за 20 минут до вылета рейса», — подчеркнул собеседник «360».

Только на задержке рейсов неудобства клиентов Шереметьево не заканчиваются. Так, летом прошлого года пассажиры аэропорта столкнулись с несвоевременным получением своего багажа — самые невезучие ждали чемоданы сутками. К примеру, более сотни пассажиров вылетели в Иркутск вообще без вещей. В высокий летний сезон возникшую проблему сотрудники объясняли «повышенной влажностью» воздуха в багажном тоннеле, в то время как пассажиры-очевидцы утверждали, что сумки не могут доставить из-за подтопления тоннеля. В результате чемоданы вручную переносили на грузовики и везли по территории аэропорта, что негативно сказывалось на времени доставки.

Взлет с ограничениями

В 2011 году на территории аэропорта началось строительство третьей взлетно-посадочной полосы. Первоначально сдать объект, на который из бюджета было выделено порядка 55 миллиардов рублей, планировали к чемпионату мира по футболу. Однако к марту прошлого года полоса была готова лишь наполовину, поэтому отрыть ее собираются уже в марте 2019-го. Задержки при строительстве были связаны со сменой застройщика и нехваткой финансирования, говорит Роман Гусаров. «К примеру, когда подрядчики приступили к работе, выяснилось, что по плану застройки проходит газопровод, который пришлось переносить. Также были проблемы с переселением жителей близлежащих домов, которых не удалось расселить в указанные сроки», — объясняет собеседник «360».

Между тем еще до начала эксплуатации полосы власти нашли ряд недостатков. Сотрудники Минтранса после проверки объекта пришли к выводу, что полноценная работа ВПП невозможна из-за ее расположения. Дело в том, что полоса располагается в непосредственной близости от крупных населенных пунктов: Лобня (пять километров), Сходня (три километра), Зеленоград (пять километров). При этом, по словам Олега Пантелеева, речь не идет напрямую о дефектах полотна. «Когда шесть лет назад разрабатывали проектировку ВПП, жилые постройки находились в разрешенной удаленности от объекта. Сейчас контуры застройки изменились в результате чего на полосу могут быть введены ограничения на полеты в ночное время для особо шумных судов», — заключил Олег Пантелеев.

Впрочем, после того как в СМИ опубликовали результаты исследования Минтранса, ведомство заявило, что использование третьей ВПП будет проходить безо всяких ограничений. В министерстве добавили, что эксплуатация полосы будет производиться по новым технологиям обслуживания воздушного движения, что позволит минимизировать ущерб от пролета судов вблизи жилых домов.

Реклама

Реклама