• Система против студентов

    Искусственный интеллект посоветует деканату, кого отчислить

    Студентов вузов могут начать отчислять по рекомендации искусственного интеллекта. Эксперт МИСиС предупредил, что вскоре машины станут оценивать активность и успеваемость учащихся, после чего в деканатах будут принимать решения. По задумке, это должно исключить предвзятость со стороны преподавателей, но действительно ли цифровизация помогает, или только сильнее отдаляет людей?
    Система против студентов

    Искусственный интеллект начнет оценивать поведение, активность на лекциях и в общественной жизни, а также успеваемость российских студентов. На основании его рекомендаций, рассказал РИА «Новости» директор Центра EDCrunch University НИТУ «МИСиС» Нурлан Киясов, деканаты смогут поощрить учащихся, узнать, кого нужно активнее спрашивать, предупреждать нерадивых о необходимости подтянуть учебу или принимать решение об отчислении.

    По мнению Киясова, такой подход исключит возможную предвзятость преподавателей. В 2019 году систему начнут тестировать несколько вузов. А два года спустя в некоторых уже появятся опытные образцы. Ожидается, что внедрение искусственного интеллекта снизит количество отчисленных студентов до 10% в год.

    Опасный процесс

    Доктор экономических наук, профессор МГИМО Валентин Катасонов считает внедрение ИИ в образование и его усиленную цифровизацию опасным процессом. Это, уверен он, разрушит систему высшего образования. Если машины начинают тестировать студентов, то в будущем смогут вообще заменить преподавателей и профессоров.

    Уже сейчас активно насаждается система дистанционного обучения, где живой преподаватель практически исключен из образовательного процесса. К тому же Катасонов сомневается, что в деканатах будут тщательно анализировать отчеты искусственного интеллекта.

    «Это лукавство. Через вуз каждый год проходят тысячи студентов. Принимаются на разные факультеты, выпускаются. Физически невозможно все проверить», — сказал он.

    Учесть нюансы

    В настоящее время, рассказал «360» один из профессоров МГУ, во всех вузах внедрена система «Электронный университет». Если ее правильно заполнять, то она составляет для деканата ведомости, где учитываются посещаемость, успеваемость, замечания к студентам и многое другое. А деканаты уже принимают решения. Особого смысла внедрять ИИ преподаватель не видит, поскольку с каждым студентом вопросы решают индивидуально. У кого-то -тяжелая жизненная ситуация, и таких учащихся лучше не отчислять, а отправлять в академический отпуск.

    «Система же не обладает такой информацией. Должен быть специалист, который выяснит, что происходит со студентом, в каком он состоянии. Ведь обучение — это психологически сложная процедура. Программа способна распознать, например, болеет человек или нет? Все зависит от совершенства системы», — добавил профессор.

    Вопрос в том, будет ли интеллект наделен органами чувств, то есть как система будет получать данные для «вердикта». Получит ли она все данные, в том числе о причинах неуспеваемости или пропуска занятий. Но в целом ИИ может стать эффективной экспертной частью «Электронного университета». Прогресс не стоит на месте, цифровизация — отличный инструмент и совокупность тренажерных комплексов, подчеркнул собеседник.

    «В умелых руках цифровизация может принести большую пользу, в неумелых — вред. Все зависит от квалификации того, кто пользуется этим инструментом», — заключил он.

    Эффективнее человека

    Доцент кафедры информационной безопасности компьютерных систем Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого Александр Печенкин считает, что искусственный интеллект в ряде случаев сможет эффективнее преподавателей оценивать студентов. Педагоги иногда бывают субъективны или мыслят стандартными категориями, анализируя развитие и перспективы учащихся.

    «Искусственный интеллект может в совокупности оценить все показатели студента. И видеть, что здесь он успевает поменьше, зато там — гораздо больше. Что зачастую в вузах делают, неформально закрывают глаза, где-то ставят троечку. ИИ может делать это правильнее», — добавил Печенкин.

    Поэтому инициатива, по его словам, в целом интересна, но пока на моральном уровне преподаватели и студенты к этому не готовы. За время тестирования, надеется доцент, все привыкнут к системе. И поймут, что главный плюс нововведения — допобразование, когда учащимся будут предлагать «подтянуть хвосты», доучив плохо усвоенный материал.

    «Опять же, ИИ сможет понять и увидеть это лучше преподавателя. Допустим, из-за плохо усвоенных знаний в школе, например, дифференциальные уравнения он не смог понять, — у него проблемы по пяти предметам. Система увидит это более комплексно, универсально и предложит изучить то, что даже не преподают в вузе», — заключил Печенкин.