facebook_pixel
  • 05 апреля 2019, 20:08

    Система ЕГЭ на трассе. Как изменятся правила сдачи экзамена на водительские права

    ГИБДД внесла изменения в проект экзамена на получение водительского удостоверения. В обновленной версии кандидатам будут выдавать экзаменационные билеты в зависимости от того, какой вид транспорта они планируют водить. Плюс для абитуриентов введут штрафную балльную систему. Мнения инструкторов разделились: часть из них полагает, что новые правила увеличат число пересдач. Другие уверены, что ужесточение требований улучшит подготовку водителей.

    Система ЕГЭ на трассе. Как изменятся правила сдачи экзамена на водительские права

    Сотрудники Госавтоинспекции подготовили пакет поправок в теоретическую часть экзамена по вождению. О грядущих изменениях в правилах сдачи на права сообщил «Коммерсант» со ссылкой на представителей МВД.

    По данным издания, ведомство собирается увеличить число вопросов и персонализировать задачи. То есть водителю, который хочет получить права категории «А», выдадут задания, связанные с управлением только двухколесным транспортом. При сдаче на права категории «СЕ» гражданин будет отвечать на вопросы по управлению грузовым автомобилем с прицепом.

    Сейчас абитуриенты готовятся по универсальным билетам, число которых постоянно растет, отмечают опрошенные «360» инструкторы. В последней редакции их насчитывалось порядка 800. Всего они разделены на 40 билетов. «Несмотря на то, что билеты поделены на две категории, для грузовой и легкой категорий, в них присутствует значимый блок общих вопросов, ответы на которые должен знать любой водитель. Причем если гражданин захочет пересесть, например, с мотоцикла на автомобиль, ему придется учить всю теорию заново», — пояснил «360» автоэксперт Алексей Хресин.

    Впрочем, система сдачи экзаменов все же нуждается в реформировании, уверена президент «Национального союза ассоциаций автошкол» Елена Зайцева. По ее словам, зачастую инструкторы просто натаскивают подопечных, не давая им никаких практических знаний. «Нынешние билеты не дают практических советов, которые бы помогли неопытным водителям уверенно чувствовать себя на дороге. В них всего 10% вопросов посвящено безопасному поведению на дорогах, а большая часть другого материала абсолютно бесполезна. По итогу экзамен не имеет смысла, так как не показывает реальных навыков абитуриента», — подчеркнула собеседница «360».

    В свою очередь, составление заданий для каждой категории водителей поспособствуют сокращению числа аварий с участием новичков, считает президент «Гильдии автошкол России» Сергей Лобарев. В Госавтоинспекции посчитали, что в 2018 году водители, чей стаж составляет менее двух лет, стали виновниками 8,7 тысячи ДТП. «Сейчас учащиеся на водителей трамваев, к примеру, не имеют собственной программы и сдают теорию по вопросам, составленным для шоферов автобусов. При этом трамвай имеет другую конфигурацию, чем автобус, и водителям неплохо было бы знать все тонкости управления этим транспортом», — объясняет собеседник «360».

    Похожая ситуация складывается и с мотоциклами. «Мотоциклистам не обязательно знать тонкости управления машиной, например, как поступать при заносе правых колес, но он все равно вызубривает эту информацию. Но она ему явно не пригодится, лучше бы ему подробнее рассказали об управлении двухколесным транспортом», — добавляет эксперт.

    Штрафные баллы

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2019/04/32827_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%8B%D0%BB.jpg
    Источник фото: РИА «Новости»

    В настоящее время на экзамене по теории конкурсант может совершить всего две ошибки. Причем за каждый промах ему нужно ответить дополнительно на пять вопросов. Тем не менее ГИБДД планирует реформировать текущие правила сдачи и ввести балльную систему учета. Она заключается в начислении штрафных баллов, если человек выбирает на экзамене неверный ответ. Иными словами, чем опаснее ошибка на экзамене, тем больше штрафных баллов получает будущий водитель. Пока конкретного списка серьезных ошибок в ведомстве не называют, но уже сейчас большинство экспертов уверены, что санкции будут связаны с незнанием правил по выезду на встречную полосу и неправильным выбором ответа по блоку заданий «Уступи дорогу».

    «Похожие правила действуют в странах Европы: Германии и Британии. Там вопросы ранжируют по важности. Дело в том, что существуют такие ситуации на дороге, к которым водитель должен быть готов на автомате. Они могут связаны, например, с предоставлением преимущества по ходу движения», — заметила Елена Зайцева, подчеркнув, что подобные условия действуют сейчас на экзамене по вождению. Так, за разворот не под стрелку снимают больше баллов, чем за непропуск пешехода.

    По данным ГИБДД, в 2017 году права получили порядка 1,33 миллиона человек, в то время как годом ранее россиянам выдали около двух миллионов корочек. При этом в 2016-м был отмечен самый низкий показатель по числу выданных водительских лицензий за последние восемь лет. В 80% случаев россияне сдают экзамен на получение прав категории «B». За 2017 год эту категорию прав получили немногим более миллиона водителей.

    При этом количество успешно сдающих на права с первого раза год от года падает, диагностируют в «Национальном союзе ассоциации автошкол». Согласно статистике организации, лишь 40% абитуриентов получают права сразу, в то время как около 10-15% сдают на удостоверение только с третьего или четвертого раза. «Увеличение нагрузки из-за большого числа билетов вкупе со штрафными баллами может привести к увеличению процента провала на экзаменах. Если ранее начинающий водитель уделял больше внимания практическому вождению, теперь ему еще сидеть за учебниками», — не исключает Алексей Хресин.