• «Силу можно и не рассчитать». Стоит ли использовать шлепки в воспитании?

    Уполномоченный по правам ребенка Свердловской области Игорь Мороков разрешил шлепать детей в воспитательных целях. «360» поговорил с детскими психологами о допустимости такой воспитательной меры.
    «Силу можно и не рассчитать». Стоит ли использовать шлепки в воспитании?

    По мнению детского омбудсмена Игоря Морокова, шлепок — это не физическое насилие над ребенком, а «контакт, который позволяет дать понять ребенку, что он не прав», а потому в некоторых случаях допустим.

    Чиновник рассказал Telegram-каналу «Подъем» о том, когда, по его мнению, возможно применение «воспитательного шлепка». Он утверждает, что до двух лет у человека еще не сформирована вторая сигнальная система.

    «И как дать понять, что ребенок в чем-то неправ? Главное, чтобы он [физический контакт] не причинял ребенку боль и страдания. Может быть, это и шлепок, но не причиняющий боли. Я бы это насилием не назвал. Но это крайний случай», — сказал Мороков.

    «Силу можно и не рассчитать». Стоит ли использовать шлепки в воспитании? | Изображение 1
    Источник фото: Сайт уполномоченного по правам ребенка Свердловской области

    При этом омбудсмен сослался на неназванных специалистов, которые утверждают, что допустимо использовать подобный физический контакт в случаях, если шлепок не является болезненным. По мнению Морокова, в крайнем случае такие методы воспитания допустимы.

    Врач-психиатр и доктор медицинских наук Анна Портнова с чиновником не согласилась. По ее мнению, угрозой насилием является даже просто взмах рукой. И это вредно для психологического развития ребенка.

    «Это полнейшая глупость. Что может такого сделать младенца, чтобы его ударить? Если ребенок капризничает, значит, ему плохо, он что-то выражает так. И если ставить наказание за какой-то невинный проступок, то что будут делать родители, когда в 15 лет ребенок будет курить и пить. Убить его остается по повышению наказания? В младенчестве так и просто можно повредить ребенка. Странно такое слышать от мужчины, тем более от того, кто призван защищать права ребенка. Мужчина же может не рассчитать силу», — отметила врач.

    Анна Портнова предложила родителям игнорировать плохое поведение малыша. Это самый лучший способ.

    «Если началась истерика, это бывает чуть позже, в три — три с половиной, то нужно уйти и не поддаваться на эту манипуляцию, чтобы ребенок мог успокоиться. Тогда уже можно к нему подойти, похвалить и пожалеть. В таком случае у ребенка закрепится в сознании, что когда он хорошо себя ведет, родители рядом, любят его, обнимают. А когда он плохо себя ведет — он лишается родителей», — посоветовала психиатр.

    Психолог Павел Жавнеров высказал противоположное мнение.

    «Моя позиция такова — наказывать ребенка надо, а ругать нельзя. Для ребенка в любом возрасте важны физические ощущения. Если его шлепнуть по попе, он это почувствует. Это создает в голове правильное понимание того, что хорошо, а что плохо, что можно, а чего делать нельзя. Это некий воспитательный момент», — отметил Жавнеров.

    «Силу можно и не рассчитать». Стоит ли использовать шлепки в воспитании? | Изображение 2
    Источник фото: Pixabay

    По его мнению, впоследствии, опасаясь получить по попе, получить наказание, ребенок этого делать не будет. Этот инструмент и в дальнейшем будет работать хорошо. «Необязательно шлепать ребенка все время. Достаточно просто напомнить ему о наказании: «Ты что, по попе хочешь?». Он уже будет понимать, что его ждет. Это будет хорошим воспитательным влиянием на ребенка», — предположил психолог.

    Эксперт сообщил, что жители Европы не имеют права шлепать детей, так как боятся ювенальную юстицию. Соответственно, они очень сильно ограничены.

    «Что в этом случае происходит? Родитель вынужден ругать ребенка. Он ему говорит, ты плохой, ты сделал неправильно. Может быть, даже кричит на него. И тут есть очень важный момент. Когда ребенок дотрагивается до горячей плиты, она его обжигает. Он чувствует боль, это естественный рефлекс, помогающий понять, что опасно, а что нет. Когда ребенка ругают, он не может сделать вывод, что его ругают за конкретные действия. Он этого не осознает, не связывает. И он делает вывод, что мама его не любит», — посетовал Жавнеров.

    По его мнению, когда детей ругают, они делают вывод, что они плохие. Когда наказывают — наказание принесло их действие. И оно никак не связано с отношением родителей. Психолог считает, что эти два направления в корне меняют дальнейшие взаимоотношения родителей и детей.

    «Ребенок понимает, что его любят и хорошо к нему относятся, если его шлепают, но не ругают. На самом деле, когда ребенок становится более осознанным, управляет своим телом, способен что-то делать или наоборот, лучше его шлепать. Физическое наказание аналогично тому, как он побежал, упал, ему больно, заплакал. Он понимает, что не надо бегать. Мы повторяем естественные условия, вопрос только в том, понимает ли человек, который это делает, чего он хочет добиться, — уточнил Жавнеров.

    Он добавил, что также очень важно понимать, умышленное было действие или случайное. Кроме того, разные дети требуют и различного подхода в выборе наказания.

    «Силу можно и не рассчитать». Стоит ли использовать шлепки в воспитании? | Изображение 3
    Источник фото: Pixabay

    «В зависимости от того, насколько он восприимчив к тем или иным видам наказания, нужно выбирать самые действенные. У меня есть семилетний сын, и мы забираем его телефон. На месяц, на неделю. Раньше ставили в угол. Мы родители, выступаем не теми, кто судит его, мы изначально говорим, что есть некие правила, если ты их нарушаешь, будет вот это. При первом нарушении предупреждаем, что в следующий раз заберем телефон на неделю. Ребенок в этот момент обижается не на родителя. Он сам согласился с этими правилами, и теперь вступают силу те последствия, о которых его предупреждали. Все друг друга любят, как и раньше, просто наступило наказание за неправильные действия. Мы сохраняем взаимопонимание с детьми, но они получают правильное представление о реальности», — развил свою мысль эксперт.

    Он припомнил, что в детстве мог стоять в углу часами, для него было более важно, что мама расстраивалась. Поэтому шлепать всех без разбора не стоит. Надо индивидуально подходить к выбору наказания.

    Павел Жавнеров также предположил, что шлепки не могут стать причиной каких-то детских психологических травм.

    «Они могут появиться в больше степени из-за поведения ребенка, а не наказания. Мы же все адекватные люди, и не будем причинять сильную боль. Нужно использовать те рычаги влияния на детей, которые будут являться нормальными. Шлепки использовались и раньше, спросите любого взрослого человека», — резюмировал эксперт.