• Шпион в кармане: правда ли, что смартфоны следят за владельцами?

    Все чаще владельцы «умных телефонов» жалуются на то, что бренды и магазины, которые они упоминали в личной переписке или в разговоре со своими приятелями, мгновенно выдают им контекстную рекламу. Казалось бы, наши социальные сети и мессенджеры не должны сливать сторонним компаниям переписку. Неужели нас действительно прослушивают? В проблеме попытался разобраться «360».
    Шпион в кармане: правда ли, что смартфоны следят за владельцами?

    Вопрос может отдавать паранойей, но как иначе объяснить, что контекстная реклама появляется после скрытой интернет-беседы об определенных вещах? Вы никогда не замечали, что после разговора о, скажем, предполагаемом путешествии на Бали, браузер начинает услужливо подсовывать вам рекламы выгодных турпредложений на остров мечты? Хотя вы могли ничего не искать в Сети по этому вопросу и вообще начали только недавно думать о грядущем отпуске.

    Проблема доходит до абсурда: многие считают, что смартфоны не только подсматривают их переписки, но и подслушивают разговоры.

    Подслушивают разговоры

    В 2016 году американцы впервые заподозрили, что за ними наблюдает Facebook. Тогда один из них решил проверить свои предположения на практике. Он взял в руки смартфон и специально начал говорить о кошачьей еде. Через несколько минут он открыл приложение Facebook, а в новостной ленте мужчину встретила контекстная реклама лакомств для котов.

    Реакция не заставила себя долго ждать. Ролик мгновенно «завирусился» и собрал десятки тысяч комментариев, в которых люди признавались, что замечали похожие случаи со своим аккаунтом на Facebook.

    Подтверждение этой теории нашло место и в российской истории. В 2015 году Мосгорсуд вынес положительное решение по иску жителя Екатеринбурга Антона Буркова к российскому представительству компании Google. Истец утверждал, что корпорация нарушила тайну переписки, потому что впоследствии в сервисе Gmail появилась контекстная рекламу на тему того, о чем говорилось в личных сообщениях. В итоге ходатайство было удовлетворено, екатеринбуржец получил компенсацию в размере 50 тысяч рублей.

    Прошло уже несколько лет, а люди продолжают жаловаться на непонятно откуда взявшуюся контекстную рекламу.

    Выбор за пользователями

    Наши переписки и даже разговоры уже давно стали достоянием общественности — так ли это? Об этом «360» решил спросить у генерального директора data-центра «Глобател» Евгения Линкевича. По его мнению, мессенджеры и социальные сети действительно могут прослушивать своих пользователей. И тут уже каждый выбирает для себя сам, соглашаться на это или нет.

    Да, это есть. Но мы либо пользуемся ими (соцсетями и мессенджерами — прим. ред.) и идем на их правила, либо не пользуемся и не идем. Я не думаю, что личная переписка открыта и доступна. Но вы же помните, что недавно с Facebook был скандал, [когда выяснилось] что они давали другим компаниям и институтам личные данные пользователей и те их обрабатывали. Нельзя исключать, что мессенджеры делают точно так же. Это надо смотреть изнутри

    Евгений Линкевичгендиректор «Глобател».

    По мнению собеседника «360», компаниям необходимо видеть реакцию клиентов, чтобы составлять статистику по продуктам.

    «Нужно вычислять ошибки, вычислять мнения пользователей и, соответственно, делать продукт под них. Естественно, все имеет оборотную сторону. Когда статистика собирается в „хороших“ целях, а потом оказывается, что где-то программное обеспечение некорректно проработало, выдало во внешнюю среду, это плохо. Я считаю, что по большей части это все неналаженные процессы внутри компании-разработчика. С другой стороны, никогда нельзя исключать, что это было специально», — подчеркнул Линкевич.