facebook_pixel
  • 21 сентября 2018, 20:00

    Цой жив, а Шнур? Анализ самого эпического провала в истории «Ленинграда»

    Новый клип Сергея Шнурова вышел скандальным, но вовсе не по тем причинам, что любят звезды. Пользователей Сети возмутило обилие рекламы, странное название и непонятный сюжет. Есть еще один загадочный момент: в песне говорится о 90-х, но режиссер клипа словно намеренно избегает аллюзий на ту эпоху. Эпический провал или новый этап в творчестве Шнура? Разбирался «360».

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/09/14168_1525385310.jpg
    Источник фото: РИА «Новости» / Рамиль Ситдиков

    Не группа, а группировка, не Шнуров, а Шнур — лидер «Ленинграда» и его команда долгие годы оставались главными хулиганами на российской музыкальной сцене. Не то чтобы блатные, но точно не гламурные, с матерком и ветерком они бесстрашно неслись по трассе отечественного шоу-бизнеса, распугивая случайных прохожих.

    Среди прочих заслуг проекта — отличное клиповое сопровождение треков. Из роликов «Ленинграда» вполне можно составить видеоальманах отборных хитов, в котором каждое произведение можно рассматривать как отдельный мини-фильм с законченным сюжетом. Чего стоит один «Экспонат», собравший на Youtube более 130 миллионов просмотров, — невозможно представить песню про лабутены без соответствующего визуального ряда.

    Но даже самые смелые эксперименты рано или поздно заканчиваются. Свежеиспеченный клип «Цой» уже набрал больше 55 тысяч дизлайков на фоне около 700 тысяч просмотров, а вал комментариев под ним содержит отзывы жестче самых хлестких матерных строк из творчества Шнура. Похоже, для него настал момент истины, через который проходят многие музыканты с долгой карьерой, когда одна громкая неудача может бросить тень на все предыдущее творчество.

    Вояж в никуда

    Модный режиссер Илья Найшуллер умеет снимать броско и по-голливудски. «Цой» — его четвертая совместная работа с «Лениградом». Ранее он снял «Вояж», «Кольщик» и «Жу-Жу».

    В «Кольщике» все события происходят в обратном порядке. Яркий, напряженный, эпатажный клип вызвал восторг даже у искушенных зрителей. Многим запомнился и «Вояж», сделанный в формате бандитского боевика. Пусть его сюжет вторичен и похож разом на «Бумер» и многие другие фильмы о гангстерах и грабителях банков, снят он был по-настоящему эффектно.

    Казалось бы, в новой истории заложены все необходимые элементы успеха и, главное, есть козырь в рукаве. Бессменный лидер «Ленинграда» в собственных клипах появляется редко, роли обычно исполняют приглашенные актеры или другие участники группировки. В этот раз он изменил правилам и сыграл капитана космического корабля. Однако его вояж в безвоздушном пространстве пришелся публике совсем не по вкусу. Причин несколько.

    Для начала в клип интегрирована слишком навязчивая реклама одного из российских банков и алкогольной марки. Интернет-пользователи все чаще возмущаются новым трендом, когда музыкальный клип превращается в чуть ли не сплошной рекламный ролик.

    Впрочем, «нативную рекламу» находили и в клипах других звезд: от Oxxxymiron до Филиппа Киркорова. Раньше ролики выходили на телевидении, сейчас — на видеохостингах в интернете, отсюда неизбежные изменения в рекламной модели. Зрители готовы их простить, если на выходе получается «круто». Однако содержание «Цоя» вызывает недоумение.

    Новый трек включает в себя отрывок из репертуара группы «Кино», Виктор Цой упоминается в первом куплете, но связь с его творчеством неочевидная. Она могла быть раскрыта в клипе, но он больше похож на лишенный особого смысла детский мультфильм, чем на творческий манифест. У поклонников обоих музыкантов это вызвало, может быть, даже большее возмущение, чем неуместный продакт-плейсмент.

    Есть еще один серьезный повод для недовольства сюжетом видеоролика. Да, компьютерная графика, на которую более сотни человек потратили три месяца работы, выглядит убедительно. Но история о космических полетах и танцах в невесомости с забавным инопланетянином никак не вяжется не только с названием, но и с основным посылом песни.

    Шепот за спиной

    Возможно, дело в личных взглядах Найшуллера, или Шнуров вдруг решил не трогать больную тему. Правда, есть ощущение, что сценарий «Цоя» писался в последний момент и одной из задач было поставлено как можно дальше отойти от истории, рассказанной в самой песне.

    В припеве четко указано время действия: 90-е, — а стихи, как это нередко бывает у Шнура, апеллируют к личному опыту большинства населения страны. Он поет о «районе, полном гопоты», о «шепоте за спиной» и том, как «просто в девяностом сломали нос».

    Об этом не любят говорить и тем более снимать либералы отечественного разлива, но для многих из нас 90-е так и запомнились: жестокое, беспощадное, полное уличного насилия время, когда лицо могли разбить просто так, куража ради. Надо очень постараться, чтобы увидеть в той эпохе аллюзию на веселые приключения в открытом космосе. Кажется, Шнуров это понимает и натянуто улыбается, глядя в камеру. Роль капитана звездолета, танцующего с крошечной инопланетной ящеркой, пожалуй, самая странная веха в его карьере.

    Возможно, это даже нечто большее и станет отправной точкой нового этапа в двадцатилетней истории «Ленинграда». Отказываясь от залихватских рулад, от запрещенного, но смачного мата, от образа грубоватого, но правдивого барда, Шнуров, по сути, переходит из бунтарской лиги рокеров в группу тяжеловесов поп-музыки вроде Филиппа Киркорова и Николая Баскова.

    Вот только Киркоров в последнее время словно сбросил с себя груз лет и с удовольствием окунулся в непривычную для него хулиганскую эстетику. Начиная от потрясшего основы «Цвета настроения синего» до скандальной Ibiza, он раз за разом доказывает, что не боится запачкать руки и свой сияющий имидж.

    Кто знает, возможно, пройдет еще немного времени, и Шнуров разминется с Киркоровым в безвоздушном пространстве шоу-биза, а последний присовокупит к своему королевскому титулу еще и приставку главного хулигана и провокатора музыкальной сцены.

    Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.