15 ноября 2018, 00:01

Школьный террор. В чем причина конфликтов учеников и преподавателей

Читать 360tv в

Случаи нападения учителей на школьников в России увеличиваются с каждым днем. Только в среду, 14 ноября, СМИ узнали сразу о двух конфликтах с учителями в Томской области и в Хабаровском крае. Все это происходит на фоне еще памятного конфликта в Керчи, когда студент политехнического колледжа устроил расстрел в учебном заведении. «360» пообщался со специалистом, который объяснил, что стало причиной массовой агрессии среди учеников и учителей.

Учеба из под палки

Фигурантом уголовного дела стала учительница одной из школ города Асино в Томской области после того, как несколько раз пригнула голову ученика к парте. Весь конфликт попал на видео, которое опубликовало ГУ МВД по региону. Что стало причиной такого поведения преподавателя — неизвестно.

С заявлением на преподавателя обратилась мать школьника с требованием разобраться в происшествии. В итоге правоохранители возбудили уголовное дело по статье «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего».

Второй случай произошел в школе Комсомольска-на-Амуре, где преподаватель, отработавшая в школе 24 года, напала на третьеклассника, который пытался сорвать ей урок. Она ударами прогнала ребенка по коридору, а после, посадив мальчика на скамейку, нависнув над ней начала его отчитывать и задавать один вопрос: «ты почему мешаешь всем?». Войдя в раж преподаватель начинает отвешивать ученику одну пощечину за другой.

В социальных сетях тут же появились комментарии, в которых пользователи раскритиковали действия учительницы и рекомендовали ей немедленно уволится.

Однако, как рассказали «360» ученики школы, виноват сам избитый мальчик, который отличается антисоциальным поведением. По словам учащихся, школьник матерится, нападает на учителей, одной девочке однажды чуть не выколол глаз.

Оба этих случая объединяет одно: все сняли на видео и опубликовали в Сети.

Двусторонний процесс

Историк, заслуженный учитель России, профессор МГПУ Александр Снегуров в беседе с «360» отметил, что агрессивность в учебных заведениях сегодня идет с обеих сторон: от преподавателя к ученикам и наоборот. В частности, он вспомнил нападения на колледж в Керчи и Ивантеевке. По словам эксперта, это можно было бы расценивать как ответную реакцию, но происходит это все одновременно и рассматривать ситуацию нужно в общем контексте.

Главными причинами такого поведения он назвал снижение нравственного порога и правовых нормативов в обществе, которые привели к снижению самоконтроля.

«Когда вразнос пошла психика многих людей, тут уже не остановить, какими-то инструментами, потому что и эти инструменты сносит волна насилия», — заявил эксперт.

Он рассказал, что и его самого доводили и изнуряли ученики. Но большой опыт позволяет ему сдерживаться.

«Порою во мне какая-то волна проходит. Я просто цепенею и все силы прикладываю, физические, духовные, чтобы удержаться от необдуманного, инстинктивного нехорошего шага. Нужны огромные усилия и регулятор такой, натренированный. А эти регуляторы ослабли в последние годы», — пояснил Александр Снегуров.

Еще одним важным фактором, который приводит к развитию агрессивности у населения — виртуальность и публикация роликов в Сети. По словам, эксперта, каждый при это трактует происходящее на экране, согласно собственному настроению и темпераменту. Сам ролик представляет из себя ситуативную модель.

«Буквально на днях педагог оскорбила девочку. Спрашивала: „есть ли у нее родители?“. А может эта девочка издевается над этой учительницей, демонстрирует свое гадкое поведение уже на протяжении месяца? А показали только как учительница допустила некоторые фразы некорректные. За это на нее все обрушились», — рассказал эксперт.

Речь идет о случае в городе Холмске Сахалинской области. Преподаватель 62 лет пристыдила ученицу начальных классов из-за дырки на одежде. Видеозапись быстро распространилась по интернету. После этого с ней провели беседу о нарушении преподавательской этики, учительница извинилась перед девочкой и ее родителями и написала заявление об уходе.

Травля в Сети

Как объяснил Александр Снегуров, большинство людей ведомы и подчиняются условным лидерам. В частности, в большинстве роликов задается курс о вине учителя и люди идут по нему, так как больше не имеют желания проводить анализ и требовать дополнительной информации.

«Это как раз накручивают те, кто себя развлекает таким образом, выкладывая ролики или поддерживая рыхлую, гибридную идею этих роликов поскорее дать оценку. Это ведь сейчас очень распространено. Естественно возникает эффект цепной реакции: сначала инцидент, потом ролик, потом инцидент после просмотра ролика. Потом уже кто-то желает организовать инцидент, чтобы снять ролик», — поделился своей идеей эксперт.

Он напомнил историю в пермском городе Березники, когда подростки устроили экзекуцию школьнице, поджигая ей волосы.

«Уже сами дети говорили: „достаточно“. Но мальчик, который снимал, говорил: „нет, подождите“. Видимо, чтобы какая-то временная норма существовала, чтобы выложить его в Сеть», — рассказал Александр Снегуров.

Он пояснил, что вот так ролики подстегивают рост психоза и агрессивных реакций учителей, родителей и школьников. Каждая сторона подпитывает эмоциями другую сторону, что приводит только к разгону этих процессов.

В итоге: дети жалуются родителям, родители на учителей, а учителя вымещают накопившееся на школьниках.

Разорвать этот замкнутый круг можно только системной работой, которая должна проводится солидарно.

«Если я стараюсь выправить какую-то ситуацию, то другой педагог стараний не прикладывает и мои старания нивелируются. Здесь должна быть общность, но не риторическая, когда говорят: „я бы помог“, „я бы сделал“. Это долгая и рутинная работа», — пояснил эксперт, при этом подчеркнув, что намного проще вносить разлад, критиковать и накидываться.

Большинство людей не хотят или не могут позволить себе снова вершить порядок.

Реклама

Реклама