11 января 2019, 19:19

Школьники на трассе. Как изменятся правила сдачи экзамена на водительские права

Читать 360tv в

Госавтоинспекция внесла изменения в проект экзамена на получение водительского удостоверения. В обновленной версии кандидатам предлагают продемонстрировать навыки в реальных условиях, совместив «площадку» с «городом». Мнения инструкторов насчет нововведения расходятся. Часть из них считает, что новые правила сократят процент успешной сдачи на права и приведут к росту аварийности на дорогах. Другие уверены, что ужесточение требований улучшит подготовку абитуриентов. Какие еще сюрпризы ГИБДД подготовила для будущих водителей, рассказывает «360».

На федеральном портале проектов нормативных актов Госавтоинспекция разместила доработанную версию практической части экзамена на вождение в России. Согласно документу, теперь претенденты на водительское удостоверение должны будут проходить единое испытание вместо двух отдельных дисциплин — «площадка» и «город».

Реклама

По задумке ГИБДД, в начале зачета кандидаты покажут экзаменатору навыки вождения, выполнив ряд упражнений. В перечень обязательных элементов — наряду с началом и остановкой движения, левым и правым поворотом, параллельной парковкой, проездом перекрестка неравнозначных дорог, остановкой на подъеме и разворотом — также включена проверка навыка обгона или опережения. Эти задания испытуемый должен отработать на «закрытых площадках и автодромах» или участках дорог с малоинтенсивным автомобильным и пешеходным движением.

Далее кандидат должен показать навыки вождения в условиях полноценного городского трафика. В частности, совершить левый и правый повороты, проехать нерегулируемый перекресток, пешеходную зебру, обогнать другие автомобили и параллельно припарковаться. Также в режиме «город» будут проверяться классическое для «площадки» упражнения: остановка на подъеме и спуске.

Выполнив новые требования, ученики будут лучше подготовлены к вождению в реальных условиях, уверена президент национального союза «Ассоциация автошкол» Елена Зайцева. По ее словам, после реформы автошколы будут заинтересованы подготовить ученика так, чтобы он сразу начал уверенно ездить в условиях города уже при сдаче экзамена в ГИБДД. «Мы считаем, что перед тем как выпускать водителей на дорогу, необходимо проверять их навыки в реальных условиях, ведь они получают права не для того, чтобы потом ездить по закрытому автодрому. Как показывает практика, элементы, которые ученики с легкостью выполняют на площадке, они не могут сделать на трассах при плотном трафике. К примеру, инструкторы натаскали учеников осуществлять параллельную парковку на флажках, в реальных условиях лавировать между машинами так и не научили», — говорит собеседница «360».

Впрочем, другие представители отрасли скептически относятся к изменениям. По мнению президента Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяны Шутылевой, перенос некоторых заданий с «площадки» на дороги может привести к увеличению аварийных ситуаций. «В первую очередь вызывают опасения последствия, которые могут возникнуть при проверке отдельных навыков управления грузовыми автомобилями в условиях дорожного движения. Также сложности могут возникнуть при выполнении параллельной парковки или [пересечении] эстакады. Например, экзаменуемый может откатиться назад при подъеме и въехать в автомобиль ничего не подозревающего водителя», — объясняет в разговоре с «360» эксперт.

Без поддержки инструктора

Между тем опциональными станут пересечение железнодорожного переезда, проезд регулируемого перекрестка и перестроение на многополосной дороге. Вдобавок ГИБДД собирается отказаться от использования заранее известных участнику экзамена маршрутов. Сейчас на сайте Госавтоинспекции выложен список утвержденных маршрутов, где описаны все повороты и улицы, по которым ученику нужно будет проехать во время экзамена в реальных условиях движения.

К тому же Госавтоинспекция предлагает лишить преподавателя автошколы права находиться в автомобиле с экзаменуемым. Раньше он мог сидеть рядом во время испытаний, если был владельцем транспортного средства. Инструктор не только оказывал ученику психологическую помощь и помогал чувствовать себя увереннее на дороге, но и выступал арбитром при возникновении спорных ситуаций, отмечают в автошколах.

Изменения касаются и тех, кто не сумел пройти испытания за несколько попыток. Те, кто не сдал один из экзаменов с третьего или большего количества раз, смогут совершить новую попытку только через 30 дней. Также увеличивается срок действия положительной оценки по теоретическому экзамену с трех до шести месяцев. По данным Межрегиональной ассоциации автошкол, всего 40-45% водителей сдают на права сразу, а 13-17% проваливают экзамены три раза и чаще.

«Новые правила в значительной мере ухудшают условия приема экзаменов и приносят дополнительные неудобства ученикам. Дело в том, что сейчас претендент может успешно сдать „площадку“, но не пройти „ город“. В таком случае он пересдает только вторую часть экзамена. Объединение двух дисциплин увеличит процент не сдавших, приведет к недовольству среди учащихся и возложит дополнительную нагрузку на инспекторов», — предупреждает Татьяна Шутылева.

По данным ГИБДД, в 2017 году права получили порядка 1,33 миллиона человек, в то время как годом ранее россиянам выдали около двух миллионов корочек. При этом в прошлом году был отмечен самый низкий показатель по числу выданных водительских лицензий за последние восемь лет. В 80% случаев россияне сдавали экзамен на получение прав категории B — выдано немногим более миллиона удостоверений.

Реклама

Реклама