19 июня 2018, 05:55

Все равно шедевр: топ‐10 незавершенных работ великих мастеров, которые стали всемирно известны

Читать 360tv в

Вряд ли кто‐то утвердительно ответит на вопрос, может ли незавершенное стихотворение, картина или симфония стать настоящим шедевром. Однако есть в мире искусства полотна, которые великие художники не успели или не захотели закончить. Но это не помешало картинам стать гордостью всемирно известных галерей и снискать любовь и признание ценителей искусства.

«Атенеумский портрет» Гилберта Стюарта

Реклама

Однажды к американскому художнику Гилберту Стюарту обратилась жена президента Джорджа Вашингтона. Она попросила написать портрет ее супруга. Работа так и не была закончена, а когда Вашингтон умер, именно этот портрет кисти Стюарта стал украшать долларовую банкноту. Художник стал по-настоящему богат, ведь граждане Америки считали себя обязанными иметь в доме изображение почившего президента. В настоящее время полотно принадлежит одновременно Национальной портретной галерее (Вашингтон) и Музею изящных искусств (Бостон).

«Манчестерская Мадонна» Микеланджело Буонарроти

Достаточно долгое время никто не знал, чьей кисти принадлежит эта картина. Но один коллекционер узнал в ней руку Микеланджело. Несколько экспертиз подтвердили это предположение. Картина, которая сейчас хранится в Лондонской национальной галерее, обладает определенным шармом. Главный образ Мадонны загадочен и таинственен, а персонажи на заднем плане являются символами зла и неизвестности грядущего.

«Портрет Марии Мунк» (третий вариант) Густава Климта

Австрийский художник Густав Климт известен своими чувственными и эротичными работами в стиле модерн. Его кисти принадлежит серия портретов Марии Мунк. Третий вариант, финальный в серии, писался уже после самоубийства Марии. Госпожа Мунк не выдержала тоски после расставания с возлюбленным и выстрелила себе в грудь. Первые два портрета женщины не понравились ее семье и были забракованы. Третий же так и не был закончен, так как художник внезапно умер от пневмонии в возрасте 56 лет. Картина «Портрет Марии Мунк» была продана почти за 19 миллионов фунтов стерлингов.

«Святая Варвара» Яна ван Эйка

Красавицу Варвару отец обрек на заточение в башне. Он хотел уберечь дочь от внешнего мира и назойливых поклонников. Именно этот сюжет лег в основу картины великого голландского художника Яна ван Эйка. Закрашенные фрагменты — это символическое изображение реального мира, а монохромные детали обозначают гнетущую тюремную атмосферу, в которой вынуждена была коротать дни несчастная девушка. На данный момент картина хранится в Антверпенском королевском музее изящных искусств.

«Голова женщины» Леонардо да Винчи

Немногие современники да Винчи могли по достоинству оценить технику рисования с необычным пигментом. Идеей картины великий художник обязан писателю-эрудиту эпохи античности Плинию Старшему. Тот когда-то сказал, что незаконченный вариант Афродиты, изображенной Апеллесом лучше, чем если бы картина все-таки была закончена. Да Винчи вдохновился словами Плиния Старшего, которого считал своим учителем, и решил создать незавершенное полотно. И это ему удалось. Картина была весьма необычной и явно выходила за рамки принятых в то время норм живописи. «Голова женщины» экспонируется в нью-йоркском Метрополитен-музее.

«Портрет Марианны де Сильва-и-Сармьенто, герцогини Уэскар» Антона Рафаэля Менгса

Незаконченная и законченная картина одновременно, окруженная легендами и тайнами, — вот, что говорят о портрете герцогини Уэскар. Эта картина была написана в 1775 году, когда испанская дворянка Марианна де Сильва-и-Сармьенто была замужем во второй раз. Картина считается законченной, потому что лицо герцогини все же можно рассмотреть. У специалистов есть две версии того, зачем художник так сильно завуалировал черты женщины. Согласно первой из них, мастер покорился дамскому капризу, а второй — лицо было практически полностью скрыто уже после завершения работы над картиной. Есть также легенда, что это не единственный вариант полотна. Якобы художник создал еще один, уже полностью завершенный, портрет. Но подтверждений этому нет. Увидеть «Портрет Марианны де Сильва-и-Сармьенто, герцогини Уэскар» Антона Рафаэля Менгса можно в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

«Сальватор Мунди» Альбрехта Дюрера

Спаситель Мира, или Сальватор Мунди, стал объектом изображения множества мастеров, включая Тициана и Леонардо да Винчи. Есть такая картина и у немецкого графика и живописца Альбрехта Дюрера. Увы, портрет не был закончен в связи со стремительным отъездом из дома из-за разгоревшейся эпидемии чумы. Когда появилась возможность вернуться, Дюрер решил не продолжать работу над картиной и показывал ее ученикам в том виде, в котором она осталась. Сейчас полотно хранится в нью-йоркском Метрополитен-музее.

«Арлекин» Пабло Пикассо

Арлекин и другие персонажи классической итальянской комедии дель арте нередко встречаются на полотнах Пикассо, особенно если рассматривать период после Первой мировой войны. Этот «Арлекин» интересен не столько как портрет, сколько как запечатленный момент театрального действа. Лицо героя очень реалистично и тщательно проработано, а остальные детали картины разбавляют этот акцент. Полотно экспонируется в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

«Дож Альвизе Мочениго предстает перед Спасителем» Якопо Тинторетто

Итальянский художник Якопо Тинторетто неоднократно получал заказы на картины от венецианских дожей. Это полотно оставлено незаконченным специально. Художник первым стал грунтовать холсты перед тем, как наносить краску. Когда были написаны отдельные элементы, Тинторетто показал картину ученикам, чтобы те сопоставили разные этапы работы. «Дож Альвизе Мочениго предстает перед Спасителем», которую сейчас можно увидеть в нью-йоркском Метрополитен-музее, любопытна еще и тем, что автор не стал делать на хосте предварительные зарисовки, а сразу приступил к работе красками.

«Портрет Эмилии, леди Кайир» Томаса Лоуренса

«Окрашено Томасом Лоуренсом в припадке глупости» – так охарактеризовал собственную картину художник. Он встретил леди Кайир во время посещения театра и настолько ей увлекся, что не мог не написать ее портрет. Картина подчеркивает взгляд на женщину и одновременно указывает на изменчивость настроений слабого пола. Художник завещал прекрасной Эмилии свою работу, но леди Кайир так и не получила собственного портрета. Сейчас картина хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Реклама

Реклама