22 февраля 2018, 19:00

Создателей «Формы воды» обвинили в плагиате. Это может повлиять на присуждение «Оскара»

Читать 360tv в

-

На создателей «Формы воды» подал в суд сын американского драматурга Пола Зиндела — он обвинил режиссера Гильермо дель Торо в том, что он украл для своего фильма сюжет пьесы «Позволь мне услышать твой шепот». Она была написана знаменитым писателем, который в 1971 году получил Пулитцеровскую премию за другое произведение. «Позволь мне услышать твое шепот» была экранизирована на телевидении в 1969 году.

Реклама

Был ли плагиат?

Фильм «Форма воды» Гильермо дель Торо вышел на экраны в 2017 году. Трогательная история любви между человеком-амфибией и немой уборщицей снискала одобрительные отзывы кинокритиков и подарила режиссеру 13 номинаций на «Оскар». Главная героиня ленты — немая уборщица, которая работает в секретной лаборатории. Она влюбляется в живущую там амфибию и пытается ее спасти.

В пьесе Зиндела женщина-уборщица также работает в секретной лаборатории, однако ее симпатии обращены к дельфину. Она тоже пытается спасти животное. В обоих произведениях употребляется слово «вивисекция» — как способ убийства плененного существа.

Сын драматурга Дэвид Зиндел уверен, что совпадения в сюжете пьесы и фильма настолько велики, что лента должна считаться адаптацией произведения его отца. В своем исковом заявлении он обвиняет режиссера и продюсера «Формы воды» в том, что они нарушили авторские права драматурга, в настоящее время принадлежащие его детям.

Несмотря на бросающиеся в глаза сходства пьесы и очевидно вторичной картины, ответчики не удосужились получить у истца надлежащую лицензию на создание фильма и дополнительные права на пьесу. Кроме того, ответчики не упомянули в картине имя Зиндела — фрагмент иска.

Зиндел считает, что единственным честным вариантом решения этой ситуации будет отдать ему всю прибыль (более 92,7 миллиона долларов), полученную от фильма, а также запретить показ кинокартины на территории США.

Создатели фильма в ответ обвинили сына писателя в том, что он специально обратился в суд в период, когда проходит финальный этап голосования членов Американской академии киноискусств, присуждающей «Оскар». В компании также подчеркнули, что претензии Зиндела беспочвенны.

Утверждения представителей Зиндела беспочвенны, поэтому мы будем ходатайствовать о том, чтобы суд отклонил иск. Более того, жалоба, похоже, не без умысла совпадает по времени с циклом голосования академии и преследует цель заставить нашу студию быстро урегулировать претензии. Вместо этого мы будем решительно защищать себя и этот новаторский, подлинный фильм — Fox Searchlight.

Фото: кадр из фильма «Позволь мне услышать твой шепот»

Проблема авторских прав

Адвокат Сергей Жорин, который часто представляет интересы российских звезд, рассказал «360», что в вопросе авторских прав судебная практика в России и США значительно отличается. В РФ доказать плагиат достаточно сложно, да и суммы компенсации в случае выигранного суда очень скромные. В США к таким делать относятся серьезно, а суммы исков значительно больше. Но даже там истцу придется предоставить реальные доказательства того, что его права были нарушены.

Если автор хочет доказать, что его права нарушены, то сначала он должен доказать свое авторство этого произведения, а потом он должен предоставить доказательства нарушения авторского права, а это не так уж и просто — Сергей Жорин.

Часто оказывается так, что заимствование было взято не из произведения истца, а еще раньше. То есть произведение, из-за которого человек обратился в суд, вдруг оказывается также не первоисточником. «Первое, что нужно будет доказать истцу, что переработка или заимствование было из его произведения. Это достаточно сложно, для этого назначаются соответствующие экспертизы, выступают в суде специалисты», — рассказал адвокат.

Однако если доказать свою правоту сыну драматурга удастся, то он сможет потребовать от компании, выпустившей фильм, все заявленное — и судебные издержки, и деньги от проката картины, и запрет показа в США.

Если это будет доказано и установлено судом, то можно требовать компенсацию, можно требовать взыскание убытков и запрета на распространение — Сергей Жорин.

Бессознательное заимствование

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Виктор Матизен в разговоре с «360» выразил уверенность, что Гильермо дель Торо не стал бы красть чужие идеи и делать на основе чужого сюжета свой фильм. «Я не думаю, что Гильермо дель Торо занимается плагиатом. Он взрослый человек и достаточно осмотрительный. Поэтому сознательного заимствования, чтобы он просто взял и украл, быть не может», — сказал он.

Фото: кадр из фильма «Форма воды»

Однако случайное заимствование вполне могло произойти. По словам кинокритика, такое часто бывает — когда сюжет и название какого-то произведения, казалось бы, забыты, но остались на подсознательном уровне. И в момент создания собственного произведения эти знания вдруг всплывают.

Очень часто бывает, что заимствование происходит совершенно бессознательно. Например, человек в молодом возрасте посмотрит фильм, забудет его напрочь, а потом он неожиданно перекладывает его на свое творчество — Виктор Матизен.

По мнению эксперта, эта ситуация может повлиять на распределение «Оскаров». Особенно это коснется номинаций на лучший фильм и лучшую режиссуру. Но на номинации, связанные с визуальным решением фильма и эстетикой, это не повлияет.

Реклама

Реклама