Шанс на мир. Саммит трех президентов в Сочи предотвратит катастрофу в Идлибе | 360°

15 февраля 2019, 00:59

Шанс на мир. Саммит трех президентов в Сочи предотвратит катастрофу в Идлибе

Читать 360 в

14 февраля в Сочи на трехсторонней встрече глав государств-гарантов Астанинского процесса содействия сирийскому урегулированию собрались — президент РФ Владимир Путин, президент Ирана Хасан Рухани и президент Турции Реджеп Эрдоган.

С российской стороны в саммите также приняли участие министр иностранных дел Сергей Лавров, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, помощник главы государства Юрий Ушаков, министр обороны Сергей Шойгу, замглавы МИД Сергей Вершинин и спецпредставитель президента по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев.

Реклама

В иранскую делегацию вошли начальник генштаба вооруженных сил, министр иностранных дел, руководителем администрации президента, министром энергетики, заместителем руководителя администрации президента, послом Ирана в РФ и заместителем министра иностранных дел Ирана по вопросам арабских и африканских стран.

Турцию представляли глава МИД, министры по делам казначейства и финансов, национальной обороны, а также руководители национальной разведывательной организации Турции и ведомства по информационно-коммуникационным технологиям, замминистра иностранных дел и пресс-секретарь президента Турции.

Собравшиеся обсудили ситуацию в Сирии, единодушно подчеркнув, что мириться с присутствием боевиков в сирийской провинции Идлиб не намерены. Эта территория расположена на границе с Турцией, и стала последним прибежищем недобитых террористических группировок. Ситуация усугубляется наличием в провинции большого числа мирных жителей, что делает ее силовую зачистку невозможной. Но и оставить контроль над большей частью территории Идлиба боевикам нельзя.

«Нам также необходимо условиться о том, как обеспечить окончательную деэскалацию в Идлибе. Провинции удается поддержать режим прекращения боевых действий, но это не означает, что мы должны мириться с присутствием в районе Идлиба террористических группировок. Поэтому предлагаю рассмотреть конкретные практические шаги, которые Россия, Турция и Иран могли бы сообща предпринять для полного уничтожения террористического очага», — заявил Путин.

Этот вопрос был главным на состоявшейся встрече. После протокольной фотосессии главы государств более часа обсуждали трехстороннее сотрудничество без прессы, поэтому какие-либо подробности принятых решений достоянием гласности не стали. Владимир Путин переговорами остался доволен, назвал их конструктивными и обстоятельными.

Российский президент сообщил, что страны намерены укреплять сотрудничество. Тем не менее, какое-то решение по Идлибу все-таки было принято. На это намекнул президент Ирана Хасан Рухани.

«Необходимо сделать так, чтобы предотвратить человеческую катастрофу в Идлибе. И, конечно же, надо рассмотреть реализацию этих договоренностей и принять решения по дальнейшим нашим действиям в этом регионе. Поэтому мы могли бы очень легко реализовать договоренности по Идлибу в предыдущие месяцы. И сейчас нужны удвоенные усилия для этого», — сообщил глава иранской республики.

Напомним, ранее президент США Дональд Трамп заявлял о выводе американских войск из Сирии. Гаранты Астанинского процесса в целом положительно оценили это решение, как один из стабилизирующих факторов.

Однако Рухани по итогам встречи довольно жестко высказался по поводу действий Вашингтона в Сирии. По его словам, США поддерживает боевиков, чтобы использовать в своих интересах.

«Что касается восточного Евфрата, сейчас там присутствуют американцы. Мы обеспокоены тем, что они разработали долгосрочный заговор для Сирии в этом регионе. У нас до сих пор сохраняется такая обеспокоенность, выйдут американцы оттуда или не выйдут. Поэтому есть условия в регионе, которые и военно-воздушным путем по-прежнему американцы могут продолжать свою агрессию», — сказал Рухани.

Особую озабоченность турецкой стороны в связи со скоплением в Идлибе боевиков можно понять. Известно, что Эрдоган намеревался предложить союзникам создать на сирийско-турецкой границе подконтрольной Стамбулу буферной зоны. Она должна протянуться вдоль всей границы, это около 900 километров. Кроме того, зона распространится вглубь территории Сирии на 32 километра. Турки намеревались разместить там 20-30 тысяч военных и столько же представителей «сирийской вооруженной оппозиции».

Пока неизвестно, какой отклик нашли эти планы в Москве, так как ранее Кремль всегда выступал за целостность Сирии и отсутствие на ее территории иностранных войск.

Турецкий президент также посетовал, что США, несмотря на обещание, не начали вывод своих войск из Сирии. Эрдоган планировал на освободившейся территории разместить собственные войска, которые смогли бы контролировать курдов.

«Пока курдские террористы не будут устранены от Востока Ефрата до Манбиджа, спокойствия не будет», — подчеркнул он.

Возможно, к общему согласию стороны смогут прийти на основании Аданского соглашения 1998 года. По мнению Хасана Рухани, в случае возвращения к соглашению, будет завершен «горький период» в отношениях между Сирией и Турцией.

«Думаем, что размещение сирийских сил на границе будет наиболее устойчивым решением. Навязывание других рецептов Дамаску ничего хорошего не принесет», — подчеркнул президент Ирана Хасан Рухани.

Эрдоган напомнил, что в Алеппо совместно с Россией удалось предотвратить миграционные движения, в результате чего 300-400 тысяч жителей остались в родных местах.

«С другой стороны, была проявлена инициатива и проведена жестокая борьба с террористами в Африне, а сейчас – относительно востока Евфрата. Относительно этого вопроса три страны-гаранта находятся на пороге некоторых шагов. Нам необходимо обеспечить реальную целостность Сирии и образовать конституционный комитет, который приведет к разрешению вопросов», — подчеркнул турецкий президент.

В ходе пресс-конференции по результатам встречи Владимир Путин заявил, что главы Турции и Ирана согласны с тем, что только сирийцы могут определять свое будущее. По общему мнению, других вариантов разрешения сирийского кризиса нет.

«Именно в таком ключе рассмотрели вопросы, связанные с продвижением внутрисирийского политического процесса, условились совместными усилиями способствовать скорейшему запуску Конституционного комитета, который призван заняться основополагающими аспектами будущего государственного устройства Сирийской Арабской Республики», — сообщил российский лидер. Он добавил, что кандидаты для вхождения в состав комитета уже согласованы сирийским правительством и оппозицией.

Владимир Путин также подчеркнул важность оказания гуманитарной помощи сирийскому народу. Он сообщил, что сирийское правительство гарантировало недискриминационное отношение тем, кто хочет вернуться на родину. Сейчас в Сирии созданы условия для размещения до полутора миллионов человек.

«Мы призываем все заинтересованные государства и международные организации, в первую очередь ООН, активизировать помощь сирийцам в налаживании мирной жизни, преодолении последствий вооруженного конфликта», — заявил Путин.

Однако отметил, что российская сторона ожидает более активных действий от ООН и других международных организаций по оказанию помощи сирийскому народу.

О том, что ожидаемая гуманитарная помощь не была оказана в полном объеме сказал и Реджеп Эрдоган. Он напомнил, что ЕС обещал выделить на эти цели по шести миллиардов евро.

«Но дело в том, что только в размере одного миллиарда 700 миллионов евро была оказана поддержка со стороны Евросоюза. ООН, Комитет по вопросам беженцев тоже выделили незначительную сумму. Насколько я помню, где-то 750 миллионов долларов, в такой сумме была оказана помощь», — отметил турецкий президент.

По его словам, деньги посредством гуманитарных организаций поступают непосредственно беженцам, а не в бюджет Турции. Эрдоган заявил, что Анкара выделила из бюджета для поддержки сирийцев 35 миллионов долларов, и уже 310 тысяч человек вернулись на родину. Однако в Турции все еще проживают три миллиона 600 тысяч беженцев.

Безопасность и возвращение на родину

Для того, чтобы оценить озвученные результаты переговоров стран-гарантов Астанинского процесса с точки зрения жителей региона редакция «360» обратилась к зарубежным, ближневосточным экспертам.

Турецкий политолог и тележурналист Джейлан Озгуль сообщила, что в ее стране многие очень ждали результатов трехсторонней встречи, так как сирийские беженцы мечтают вернуться домой.

Озгуль предположила, что президент Турции сосредоточится на зонах безопасности. Это закономерно, так как проблема сирийских беженцев является одной из самых насущных. Она напомнила, что Анкаре удалось сохранить дух и смысл Астанинских договоренностей несмотря на многочисленные провокации.

«Позитивный момент в том, что сирийские власти обещают обеспечивать безопасность вернувшихся жителей. По моему мнению, зона безопасности для приема озвученных полутора миллиона беженцев — это, конечно, звучит неплохо, но я уверена, что переселенцев, вернувшихся в Сирию, окажется на 300 тысяч больше», — подчеркнула политолог.

Она отметила, что Путин предложил «сделать конкретные шаги», чтобы справиться с террористами в Идлибе. Озгуль предположила, что вопросы Идлиба и Манбиджа будут разрешены вскоре после саммита, так как Путин в целом разделяет позицию Эрдогана.

«Если Россия озвучит на международных площадках озабоченность проблемой беженцев, то есть поможет Турции в решении ее самой главной проблемы, то сможет добиться от Анкары намного больших уступок по ряду вопросов, которые важны для России. Так, в борьбе с терроризмом Турция оказала большую помощь — в ослаблении «Исламского государства» (ИГ*). Тем не менее, уступок в решении курдского вопроса от Анкары не добьешься», — сообщила тележурналист.

Джейлан Озгуль отметила, что несмотря на заявления иранского лидера об уважении воли сирийского народа, факты указывают на его заинтересованность в другом сценарии.

«Интересно, что в роль Ирана в сирийском конфликте заключается еще и в систематических нападках на Израиль, постоянно звучат угрозы и обвинения. Курдский вопрос — один из самых главных в конфликте, он касается не только Турции, но и Ирана. Иран называет курдов из “отрядов народной самообороны” курдской милицией и использует их для противостояния суннитам и террористам. Израиль поддерживает курдских боевиков, так как Израилю нужен “неарабский” союзник в регионе. Когда отношения между Израилем и Турцией ухудшились, поддержка курдов Израилем выросла в разы», — разъяснила политолог.

Озгуль утверждает, поддержка курдов Ираном, как бы странно это ни звучало, играет на руку США и Израилю, Западу вообще. Она уточнила, что решения по курдам нет, и пока непонятно, как оно может выглядеть.

«Эрдоган не даст никакого согласия ни на какую автономию, даже если сам будет «за». Потому что весь турецкий народ против этой идеи», — резюмировала тележурналистка.

Джейлан Озгуль заявила, что не считает польско-американскую встречу по Сирии, проведенную одновременно с сочинским саммитом, признаком отсутствия координации между Западом и Астанинской тройкой.

«Я не думаю, что американский истеблишмент пытался таким образом загнать Турцию в угол и заручиться доверием других стран, чтобы они оказали поддержку курдам. Потому что американские СМИ начали задавать вопросы о выводе войск США из Сирии и о том, как они будут помогать курдам и другой оппозиции», — сказал телеведущая.

По ее словам, США также не хотели, чтобы внимание всех СМИ было приковано к саммиту в Сочи и достижениям России, Турции и Ирана. Поэтому они устроили свой собственный саммит. Обратите внимание, до сих пор все либеральные западные СМИ говорят о Турции как о союзнике Запада, но почему Эрдоган тогда был на саммите с Путиным, а не там, в Варшаве с США?» — поинтересовалась Озгуль.

Австралийский политолог и специалист по радикальным течениям Джамал Дауд сообщил «360», что для сирийцев договоренности стран-гарантов Астанинских соглашений являются шансом на мир.

«Сирийское правительство сейчас пытается решить множество своих проблем, сами они не справятся, так как конфликт стал международным. Власти Сирии стараются соблюсти тонкую грань и учесть интересы других, включая курдов и турков. Я имею ввиду турецко-курдский конфликт. А это очень, очень сложно сделать, потому что эти стороны не пойдут на компромисс», — заявил Дауд.

По его мнению, рано или поздно Идлиб вернется под контроль Сирии. Это понимают не только участники Астанинских договоренностей, но и США. Принадлежащая Дамаску территория должна находиться под контролем адекватных властей, а не каких-то групп. Это все понимают. Но сейчас провинция находится под контролем террористов из «Аль –Каиды»* и «Джебхат ан-Нусры»*, и остро стоит вопрос о том, куда девать террористов, которых «свезли со всей страны»?

По данным Джамала Дауда, кроме того, речь идет об иностранных гражданах, которых насчитывается почти 16 тысяч человек.

«Им стоит вернуться в свои страны. Это сейчас и происходит. Мы видим, что некоторые возвращаются в Канаду, Австралию и в другие страны. Местным террористам сирийские власти обещают амнистию», — напомнил политолог.

Он считает, что решить проблему размежевания террористов в Идлибе несложно. По мнению Дауда, проблема состоит в том, что власти стран, которые используют этих террористов, окажутся в сложной ситуации. Например, Турция, которую политолог обвинил в связях с «Джебхат ан-Нусрой».

«Ситуация с Идлибом не сложнее, чем с Раккой. Этот город вернулся под контроль правительства Сирии после того, как курдам разрешили вернуться на различные территории. В случае с Идлибом, я считаю, власти Сирии хотят мирно размежевать террористов, пришедших из других стран, вернуть их на родные территории. А с местными они разберутся сами с помощью суда. Некоторых оппозиционеров могут вернуть в общество через амнистию спустя какое-то время», — предположил Джамал Дауд.

* Террористическая организация, запрещена на территории РФ.

Реклама

Реклама