• «Сфера» контрабанды. Как коммерческая авиакомпания перевозила VIP‐персон на нелегальных самолетах

    Руководство компании «Сфера Джет» заподозрили в неуплате таможенных пошлин. Частный авиаперевозчик не вносил положенные платежи при транспортировке самолетов из-за границы, утверждает СК. По оценке следователей, компания задолжала государству порядка 600 миллионов рублей, хотя годовой доход организации превысил 5 миллиардов. В тонкостях «воздушной» аферы разбирался «360».
    «Сфера» контрабанды. Как коммерческая авиакомпания перевозила VIP‐персон на нелегальных самолетах
    Следующая новость

    Следователи возбудили уголовное дело в отношении перевозчика «Сфера Джет» по подозрению в неуплате таможенных пошлин. Компания занимается организацией рейсов деловой авиации в аэропорту Домодедово. Правоохранительные органы провели более 20 обысков в квартирах и рабочих офисах подозреваемых и изъяла имеющую отношение к делу документацию.

    По версии следствия, с августа по декабрь 2018 года руководство и сотрудники компании брали в аренду за границей четыре бизнес-самолета: Gulfstream G150, Gulfstream G450, Embraer Legacy 650 и Bombardier G15. На лайнерах «Сфера Джет» осуществляла коммерческие рейсы для частных лиц из терминала аэропорта Домодедово и получала за свои услуги солидные дивиденды.

    Но при ввозе бортов на территорию России перевозчик забыл о таможенных платежах. Так, компания не уплатила в бюджет более 600 миллионов рублей. «При этом сотрудники Домодедовской таможни и службы по организации воздушного движения аэропорта Домодедово в нарушение установленных требований российского законодательства обеспечивали беспрепятственное осуществление этих полетов в воздушном пространстве Российской Федерации», — отмечается в сообщении СК.

    Проходящие по делу соучредители «Сферы Джет» Татьяна Стахурская и Андрей Степанюк уже задержаны. Также среди подозреваемых сотрудница «Сферы Джет» Мария Кожемякина и начальник службы организации пассажирских перевозок ООО «Бизнес Авиэйшен Центр» В. Реснянский. Последнее ООО находится на территории аэропорта Домодедово.

    Впрочем, в разговоре с «360» пресс-секретарь воздушной гавани отметил, что компания не имеет отношения к аэропорту. «Сфера Джет» и «Бизнес Авиэйшен Центр» — частные компании. Группа DME к ним отношения не имела и не имеет», — подчеркнул собеседник «360».

    «Серые» самолеты изъяли из авиапарка компании. Всем четверым в ближайшее время будет избрана мера пресечения, следователи ищут остальных подельников. «360» не удалось получить оперативный комментарий от «Сферы Джет» по данному вопросу.

    Воздушная мафия

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2019/03/30639_%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%81.jpg
    Источник фото: РИА «Новости»

    «Сфера Джет» начала заниматься коммерческими перевозками в 2010 году. Как указано на сайте компании, перевозчик осуществляет рейсы для частных клиентов на самолетах административного класса, а также оказывает услуги по приобретению, продаже бизнес-самолетов, эксплуатации и управлению самолетами. Также организация помогает подбирать летный и административный персонал.

    По информации сервиса проверки контрагента Kartoteka.ru, в прошлом году чистая прибыль компании составила 5,6 миллиарда рублей. При этом еще в 2016 году у компании были менее значительные результаты: ей удалось заработать около миллиона рублей. Частью пакета акций владеет зарегистрированная на Кипре компания Mirley Equity Limited. Киприотская фирма владеет 51% акций «Сферы Джет».

    Опрошенные «360» юристы, специализирующиеся на воздушном праве, утверждают, что компания «Сфера Джет» могла так быстро улучшить свое финансовое благосостояние во многом за счет неуплаты налогов с ввезенных самолетов. В России гражданские пассажирские самолеты малой загрузки, до 50 кресел, облагаются НДС размером 20% от стоимости борта. К примеру, относительно свежий борт GULFSTREAM G150 2007 года выпуска стоит порядка пяти миллионов долларов (262 миллиона рублей), если не платить налог, то можно сэкономить порядка 52 миллионов рублей.

    «Пассажирские самолеты массой более двух тонн, но не более 15 тонн, с числом мест не более 50 не облагаются таможенной пошлиной. Но при этом необходимо заплатить НДС, который является обязательным. Он платится не по итогам квартала, а одновременно с другими таможенными платежами, и компания обязана была его уплатить в установленные сроки», — объяснил в разговоре с «360» управляющий партнер организации «Защита прав авиапассажиров» Андрей Лухин.

    Если фигуранты дела будут судом признаны виновными в совершении преступления по статье 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере, совершенное организованной группой», то им грозит лишение свободы сроком от семи до двенадцати лет, добавляет эксперт.

    Юрист, руководитель юридической компании «Богатов Групп» Сергей Богатов утверждает, что компания могла оказаться под следствием из-за конфликта интересов. «Самолеты были арендованы и зарегистрированы в другой стране, соответственно, сотрудники компании пригнали борта в Россию, предоставили документы на самолеты, а налог на НДС не уплатили, поскольку он оплачивается после прибытия бортов в страну. Не исключаю, что какие-либо сторонние силы пытаются таким образом давить на компанию и вывести ее с рынка», — отметил собеседник «360».

    Юристы сходятся во мнении, что подобные инциденты в России ранее не случались. По словам Андрея Лухина, это дело может стать отправной точкой для проверки других частных перевозчиков. «Думаю, сейчас будут проверяться и другие организации, которые занимаются бизнес-перевозками. Вполне вероятно, что будут возбуждаться уголовные дела и в отношении других компаний, которые не соблюдают налоговое законодательство», — заключил собеседник «360».

    Следующая новость