Сестры по духу и рулю. В Чечне появились первые женские такси | 360°

08 мая 2019, 01:15

Сестры по духу и рулю. В Чечне появились первые женские такси

Читать 360 в

По Грозному начали курсировать пять машин белого цвета с жизнерадостно-лиловым логотипом «Мехкари» (по-чеченски «девушка»). За рулем — женщины, возят они исключительно прекрасную половину человечества, а от мужчин не принимают даже заказов.

Как сообщила автор проекта Мадина Цакаева, в Чечне начало работу первое в республике женское такси. Отметим, в некоторых городах России подобные компании существуют уже довольно давно.

Реклама

Пока по Грозному ездят всего пять машин Hyundai Solaris, но по мере увеличения спроса их число достигнет 20. Мадина обосновала появление этой услуги менталитетом и религиозными убеждениями чеченок, многие из которых считают неприемлемым передвижение в транспорте наедине с незнакомым мужчиной.

Инициатор спецпроекта утверждает, что предварительно изучила рынок и уверена, что услуга будет востребована и популярна.

Мадина Цакаева сообщила, что уже в первые дни работы поступила масса заказов. Вызвать женское такси можно с помощью приложения для смартфонов. Есть опции «детское кресло», «встреча в аэропорту с табличкой» и даже вызов на дом косметолога или специалистов клининговой службы.

Отбор водителей ведется очень придирчиво: соискательницы должны не менее трех лет сидеть за рулем, их квалификацию обязательно проверит инструктор ДОСААФ. Помимо этого, будущие водители пройдут психологическую экспертизу. Возрастных ограничений нет.

«Желающих пойти работать таксистами среди женщин, оказывается, очень много. В первые дни после объявления был шквал звонков, даже мужчины звонили и предлагали трудоустроить своих жен», — сообщила Мадина.

На воплощение проекта в жизнь деньги выделил арабский инвестиционный фонд имени шейха Зайеда.

По некоторым данным, фонд вложил в проект 11,5 миллиона рублей, оставшуюся сумму внесли инициаторы проекта. Водители говорят не только на чеченском и русском языках, но и на английском. Компания использует автоопределение геопозиции, вызвать машину можно без точного знания адреса.

Если идея приживется в Чечне, то она получит распространение в Ингушетии и Дагестане.

Услуга женского такси очень популярна во многих мусульманских странах. В Душанбе, например, она появилась в 2014 году.

Компания под названием SheRides («Она рулит») уже несколько лет успешно работает в Нью-Йорке. Причем востребованность сервиса никак не связана с религиозными убеждениями пассажирок. В Нью-Йорке ежедневно совершается около 600 тысяч женских поездок в такси. И многие из них озабочены своей безопасностью.

«Я думаю, так работать безопаснее, потому что мы не имеем дело с наличными расчетами и 90% наших клиентов — женщины. Хотя иногда звонят и мужчины. Когда подбираешь женщину утром, они вечно опаздывают: красятся в машине, натягивают колготки на заднем сиденье и вытворяют прочие штучки, которые мужчины никогда бы не сделали. А иногда, если у них проблемы, они со мной разговаривают», — поделилась водитель SheRides Динора Декрус.

Исключительно женские такси успешно работают в Германии и Канаде. Разумеется, чаще всего их услугами пользуются мусульманки или иудейки. Самое широкое распространение такси такого рода получили в исламских странах. Первая служба открылась еще в 2007 году в ОАЭ. Через восемь лет — в Египте, затем в Пакистане, Омане и Саудовской Аравии.

Еще на стадии обсуждения проекта различные эксперты, разумеется, мужского пола, заявляли, что он никогда не станет рентабельным и актуальным. Тем более, что одно дело крупнейший мегаполис Москва, и совсем другое — Грозный, в котором цены на такси довольно низкие.

«По моему опыту скажу, специализированные такси, например, социальное для инвалидов или для детей и женщин, или зоотакси для животных, сейчас неактуальны. Они не будут рентабельны. Такие службы получают ограниченное количество заказов. Срок подачи автомобиля у них выше, число клиентов существенно меньше, чем у обычных. Соответственно, больше наценка, значительная часть клиентов не согласится платить такую сумму», — заявил председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослав Щербинин.

Он подчеркнул, что женщина за рулем такси — диковинка и ничего больше. Очень жаль, что это мнение ему не довелось высказать феминистке и общественному деятелю Татьяне Сухаревой. Она и обращение «слабый пол» оценивает как глубоко оскорбительное. А идею женского такси считает очень хорошей и полезной.

«В первую очередь это безопасно. Я полностью поддерживаю инициативу в Чечне и вообще за женский бизнес и его продвижение. Недостатков в проекте я не вижу и сама бы пользовалась женским такси, если бы была такая возможность», — заявила Татьяна Сухарева.

Она подчеркнула, что рынок мужских такси с водителями из разных стран и регионов оставляет желать лучшего.

«Таксисты знают столицу хуже меня, а ведь я не коренная москвичка и не профессиональный водитель. Если навигация ломается, то все. Я не националистка, но многие водители очень плохо говорят по-русски. Возглавляемые женщинами компании, состоящие из женщин-водителей и женщин-диспетчеров, будут пользоваться спросом. Насколько мне известно, телефоны уже работающих небольших такси с исключительно женским персоналом передаются из рук в руки», — сообщила Сухарева.

Скептическое отношение мужчин к женщинам-водителям упомянула и директор АНО «Независимое информационно-аналитическое агентство „Объектив“», член Совета при главе Чеченской Республики по развитию гражданского общества и правам человека Хеда Саратова.

«Потом мужчины поняли, что это неизбежно, сейчас в Чечне женщин за рулем очень много. И они приветствуют появление женского такси. Во всех отношениях, с детьми или без них, с водителем своего пола намного удобнее», — отметила Хеда Саратова.

Она добавила, что, конечно, в подобной услуге нет крайне необходимости, но выразила уверенность, что она будет пользоваться спросом.

«Я бы сама предпочла пользоваться женским такси. Другое дело, что меня очень интересует квалификация водителя. Естественно, лучше опытный мужчина за рулем, чем неопытная женщина», — подчеркнула Саратова.

Сеть, как водится, высказала диаметрально противоположные мнения. Некоторые пользователи усмотрели в появлении женских такси религиозную и половую сегрегацию. Они осудили инициаторов проекта за попытку дискриминации и закрепощения женщин Северного Кавказа.

Кое-кто откровенно им позавидовал. Мужчины признались, что им было бы гораздо спокойнее знать, что их дражайшие половины едут с работы поздно ночью в компании женщины. На фоне участившихся сообщений об изнасилованиях, которым подверглись пассажирки такси, нововведение в Чечне выглядит актуально и для отнюдь не мусульманской части России.

Разумеется, в ходе обсуждения в соцсетях возник вопрос, насколько безопасны будут подобные поездки для самих женщин-водителей.

Как их защитить от тех, кто среагировал на новость затасканным афоризмом про обезьяну с гранатой?

Реклама

Реклама