Семейный курс с основами женской и мужской культур хотят ввести в школах. Некоторые учителя сочли идею сомнительной | 360°

24 мая 2018, 16:30

Семейный курс с основами женской и мужской культур хотят ввести в школах. Некоторые учителя сочли идею сомнительной

Читать 360 в

«Национальная родительская ассоциация» (НРА) и Минобрнауки разработали методичку по подготовке семейного курса для школьников и их родителей. В него войдут изучение понятий «семейная любовь», «основы мужской и женской культуры», «родительство» и т.д. Отдельный предмет создавать не будут, блоки введут в уже существующие дисциплины. «360» рассказывает подробности инициативы и о том, почему некоторые учителя сочли идею сомнительной.

«Без увеличения нагрузки»

Секретарь координационного совета НРА Алексей Гусев рассказал «360», что речь идет о методических рекомендациях для региональных органов образования по подготовке элективных курсов — то есть дисциплин по выбору учащегося. То есть это не попытка ввести какой-то общероссийский единый курс или отдельный урок.

Реклама

«Мы говорим о том, что формы преподнесения семейной тематики должны быть разными, в основном — во внеурочной и каникулярной деятельности. Второе, все, что войдет в курс, должно быть так или иначе связано с родителями — то есть речь идет о детско-родительских мероприятиях», - пояснил Гусев.

В третьих, отметил секретарь НРА, речь идет о привитии базового восприятия семьи, как традиционной и национальной ценности, то есть во главу угла должна ставиться традиционная семья с ее ценности. Часто, сказал он, возникает вопрос, а, если семья у ребенка неполная, а на уроке рассказывают, как хорошо жить в полной семье. Такие аспекты также включили в разработанные рекомендации.

«Мы говорим о том, что нужно выстраивать обсуждение с учетом специфики каждой семьи. Но вместе с тем, необходимо проектировать будущую семью, говорить о том, в какой семье ребенок хотел бы жить, какую семью хотел бы построить и опираться, при этом, на примеры из литературы и истории», - уточнил он.

По словам Гусева, рекомендации не навяжут никакого отдельного курса, который отнимет время у изучения русского или иностранного языков, литературы, математики и других базовых школьных предметов. «Мы специально составили рекомендации так, чтобы показать, как провести тему семьи через учебно-воспитательный процесс без увеличения нагрузки на детей», - заявил Гусев.

Предполагается, что курс будет состоять из тематических блоков, которые включат уроки истории, обществознания и литературы. Во внеурочное время, блоки предложено включить в занятия соответствующих кружков, или городских лагерей дневного пребывания.

«Женская и мужская культура»

В методических рекомендациях встречаются такие понятия, как «основы женской и мужской культуры», «будущее родительство», «возрастная педагогика», семейные психология, воспитание, право и любовь, «история семьи» и другое. По мнению авторов, их изучение поможет формированию у ребенка гражданского самосознания и его духовно-нравственному развитию.

«Некоторые термины введены для того, чтобы показать, этику семейных отношений: культуру мужчины, культуру мужа, то есть что такое глава семьи в традиционном смысле и современных реалиях. Какова роль девочки, женщины, матери, сестры в семье. Какими, в хорошем смысле, должны быть внутрисемейные ритуалы, что означает «уважение друг к другу», — добавил Гусев.

В семье, сказал Гусев, мужчина и женщина играют две роли. Некоторые моменты сейчас незаслуженно забыты, а ведь из таких мелочей и складываются семейные отношения и в них, бывает, кроется ценность семьи, поэтому и об этом нужно говорить со школьниками.

«Сомнительная идея»

Последние годы заслуженный учитель России, преподаватель русского языка и литературы Лев Айзерман, не проводит традиционные школьные уроки, а занимается подготовкой учеников ряда московских школ к итоговому сочинению. В беседе с «360» он пояснил, что дети научились мыслить и говорить стандартными, заученными фразами и штампами, но не «живым словом», не выражать свое мнение. Эти выводы подтвердили многочисленные исследования школьных сочинений, проводимые Высшей школой экономики и другими экспертными организациями.

«А курс, который предлагает родительская ассоциация предполагает доверительный, местами даже интимный, личный разговор. Который, по моему мнению, в современной школе уже невозможен. Поэтому все это — просто несерьезно», - пояснил учитель.

Сегодняшняя школа нацелена исключительно на образовательный процесс, подчеркнул Айзерман, и она не готова к шагу в просвещение учеников. Раньше школьный экзамен был — просто итогом окончания обучения, а теперь это — поступление в вуз. На кону стоят два серьезных вопроса: наберешь ли нужное для поступления количество баллов и пройдешь ли на бюджет. И для некоторых это невероятно важно, ведь не попав на бесплатный факультет они просто не получат высшего образования. Поэтому главным для учеников и родителей становятся баллы.

«В любом книжном магазине стоят издания «сдадим на 100 баллов». А этот семейный курс — это душа, это сердце, отношения. Должен быть откровенный разговор, ведь обсудить придется все, возможно, что и интимную сторону. Современная школа не готова к такому разговору и живого отклика от учеников она не получит», - отметил педагог.

В любом случае, если и вводить такой курс, то его изучение должно быть исключительно добровольным. А если это окажется интересным, то потянутся и другие ученики. Хотя, добавил Айзерман, как показывает практика, если на итоговых сочинениях попадаются темы-рассуждения о чести или совести, то это - «мертвое дело». Поэтому, он оценил идею, как «сомнительную».

Реклама

Реклама