Секрет Полишинеля. Можно ли обойти антииранские санкции США | 360°

15 октября 2018, 17:11

Секрет Полишинеля. Можно ли обойти антииранские санкции США

Читать 360 в

По утверждению некоторых солидных агентств, у России с Ираном есть секрет обхода санкций США и частичного его возврата в рамки так называемой ядерной сделки.

Этот проект, к которому пришли Россия, Иран и Турция во время встречи в Тегеране 7 сентября, дает возможность не только противостоять антииранской политике Белого дома, но и соединить усилия многих заинтересованных сторон в формировании принципиально новой схемы работы.

Реклама

В РБК этот проект назвали секретным, однако, по утверждению иностранных аналитиков, это, скорее, секрет Полишинеля. «По секрету всеми свету» — как с сарказмом сообщают о тех вещах, которые видны даже невооруженным глазом.

Возможно, на момент договоренности за закрытыми дверями в Тегеране лидеры трех стран — Владимир Путин, Хасан Роухани и Реджеп Эрдоган — не планировали рассказывать о своих планах на пресс-конференциях по итогам саммита, но тайна, так или иначе, не могла быть сохранена.

Одной из самых заинтересованных сторон в детальном изучении этой части переговоров был и остается Израиль, помимо, разумеется, США. Все дело в том, что Иран поддерживает ливанскую вооруженную шиитскую организацию, называющую себя партией и являющуюся одним из чрезвычайно опасных военных противников Израиля в Ближневосточном регионе. Как, собственно, и сам Иран, не стесняющийся в своей антиизраильской риторике. Москва же не считает эту организацию террористической, в отличие от Вашингтона, Тель-Авива и стран Евросоюза.

Гибель русского военного самолета с полным экипажем от попадания ракеты сирийской системы ПВО как раз ведь произошла из-за атак израильской штурмовой авиации на военные позиции «Хезболлы» на территории Сирии. Поставка туда же более эффективных ракетных систем российского производства направлена на защиту не только геополитических интересов Дамаска, но и на военную поддержку устойчивой коалиции Россия — Сирия — Иран — Турция.

Именно поэтому, и еще потому, что Россия, Китай и ряд ведущих стран Евросоюза заинтересованы в сохранении иранской ядерной сделки, статус секретности весьма сомнителен. Восстановить ее сейчас крайне проблематично, так как именно США, инициировавшие программу, сами же еще в мае от нее отказались, грозя решительными санкциями.

Суть «секретной» программы в том, что Иран не может направлять свою нефть напрямую в Европу и Китай, а использует Каспий для ее трансфера на российскую территорию, а затем — переработку с помощью российских же производственных мощностей. Далее последует поставка покупателям уже с российским промышленным лейблом. Здесь нет грубых нарушений, потому что Россия, сама находящаяся под санкционным давлением США, очень давно установила с Ираном прямые отношения как в области нефтедобычи, переработки, так и по энергетическим ядерным программам. Иран является ближайшим соседом России, одной из сильнейших стран мира в военном отношении и вправе защищать собственные интересы, включая острые проблемы геополитики.

Так или иначе, та же «Хезболла», стремящаяся установить в Ливане исламский режим, является политической данностью для России, на что невозможно смотреть сквозь призму интересов США и Израиля, игнорируя собственные. Это тоже факт внешней политики, устанавливающий даже не просто тактические, а жизненно важные стратегические цели.

Американцы заявили на днях, что Иран претендует на господство в Ближневосточном регионе и очень скоро с поддержкой России и Турции может этого добиться. А тот самый, «секретный» проект дает возможность Ирану, России, Турции и Сирии приобрести избыточное влияние в энергетической, а следом и политической сфере в мире. Если бы даже этого проекта и подобных тегеранских договоренностей не было, говорят компетентные аналитики в Израиле и США, его нужно было бы выдумать. В Каспий, закрытую морскую акваторию, у американского флота входа нет. Значит, нет и непосредственного контроля за движением танкеров или даже прокладкой емких нефтепроводов.

К тому же регион известен не только нефтяными богатствами, но и ценными газовыми месторождениями, как и давней их добычей. Как известно, вокруг этого тоже уже сломано немало копий — кто будет поставлять газ в Южную Европу и кто станет там главным диспетчером. Проекты появлялись (например, проект «Набукко», конкурировавший с черноморским «Южным потоком»), рушились, перерабатывались и возникали в новом качестве. Так, «Южный» превратился в «Турецкий», а «Набукко» так и остался на бумагах международного консорциума, во всяком случае в этом году. Но сходство с тем, что запланировано в Тегеране, на этот раз с российскими мощностями, довольно заметное, хотя там Иран и не участвовал в проектной стадии.

В этой же сделке заинтересованы в качестве покупателей нефтепродуктов высокого качества Берлин, Париж, Вена, Рим и даже Лондон, уже почти как самостоятельная держава вне ЕС. Это почти те же самые участники консорциума вокруг «Набукко», если только прибавить к ним Софию и Стамбул. Отказываться от такого сравнения нельзя. Так же, как от аналитики по законсервированному проекту трансбалканского трубопровода Бурга — Александруполис. Акватории разные, но сходство даже в производственных и финансовых особенностях огромное.

Поэтому ничуть не странно, что такой тегеранский ход был отслежен и из всех этих столиц. Более того, юристы Евросоюза даже нашли правовые основания не считать это нарушением американских санкций. Израильское информагентство mako.co.il тоже называет эти договоренности секретными лишь в деталях, но вполне ожидаемыми и даже прогнозируемыми в закрытых документах их МИДа. Так и называется — обход санкций США. Не нарушение, а именно — обход, с чем и соглашаются западноевропейские юристы.

В то же время Англия настаивает на введении Евросоюзом новых экономических ограничений в отношении России, но не за это, а в связи со скандальным солсберийским делом. Вопрос же каспийских трансферов сырой нефти из иранских скважин Лондон пока деликатно обходит.

Англичане, немцы и французы уже так вложились в иранскую экономику в период действия ядерного соглашения, что утерять не только запланированные прибыли, но и уже потраченные миллиардные средства, не желают.

Поэтому тегеранская договоренность, названная секретной для ее большей драматизации, для них тот же секрет Полишинеля. Такие соглашения, которые скрыть возможно только в период их обсуждения за закрытыми дверями на разных этажах, никак не спрячешь во время производственной реализации. Подобные проекты формируют мощные транснациональные коалиции и даже способствуют созданию параллельных финансовых систем по трансферу колоссальных масс денег.

Тот же израильский сайт (mako.co.il), который, видимо, располагает компетентными источниками в дипломатической и разведывательной сферах, расписывает достаточно подробно, как Иран и Россия в целях преодоления антииранских санкций будут транспортировать нефть по Каспийскому морю. Это они и сослались на то, что ведущие страны ЕС «станут молчаливо соглашаться с тем, что Тегеран продолжит продавать свою нефть азиатским государствам» (цитата по РБК). Там же сказано, что Европа тем самым рассчитывает удержать Иран в рамках ядерного соглашения, которое в мае покинули США.

Но было бы весьма странно, если это единственная цель Европы. За каждой такой официальной позицией всегда стоят высокие коммерческие интересы. А сама идея, порой выдаваемая за политическое благородство и даже за мудрую прозорливость, лишь яркий флаг, под которым собираются международные коммерческие флотилии. Не вешать же Черного Роджера, которого вполне хватает на мачтах американского геополитического «флота».

Подобные сделки способны развернуть подводные политические течения мощности природного Гольфстрима: туда, где был юг, придут льды, и обильно подкормленная планктоном крупная рыба уйдет в неожиданном направлении.

США тем не менее не намерены останавливаться. Уже в ноябре они введут дополнительные санкции, чтобы воспротивиться всем сделкам, связанным с Ираном: и в области промышленности, и в сфере торговли и финансовых транзакций, и, главное, в нефтедобыче и переработке сырой нефти. Этим занимается отдел политического планирования Госдепа США в лице начальника специализированного отдела Брайана Хука.

Несомненно, объявление того, что «каспийский секрет» больше не секрет, в интересах Вашингтона, который получает основание для нового санкционного витка. Президенту Трампу это нужно и в совершенно понятных популистских целях при подготовке к выборам.

Однако позиция европейцев будет иметь решающее значение, по мнению российской стороны. Как и мнение Пекина, заинтересованного в целом ряде нефтяных контрактов и в удерживании цены на нефть вне компетенции США в том диапазоне, который не сделает вообще все это бессмысленным.

Андрей Бинев, журналист, аналитик

Авторы:

Реклама

Реклама