• 15 августа 2019, 11:57

    Сбить чайку с курса. Насколько трудно посадить самолет в поле после столкновения с птицей

    Airbus A312 совершил аварийную посадку в Жуковском, столкнувшись со стаей чаек. Пилотам удалось приземлиться посреди кукурузного поля без шасси. «360» узнал у пилотов, насколько сложен такой маневр и как часто птицы «глушат» двигатели самолетов.

    Утром 15 августа вылетавший из подмосковного Жуковского в Симферополь Airbus A321 «Уральских авиалиний» попал в стаю чаек. Одна птица угодила в левый двигатель, и тот заглох. Затем чайка попала и во второй мотор, который начал работать нестабильно, не создавая нужной для полета тяги.

    Командир судна Дамир Юсупов принял решение сажать самолет вне аэродрома, на кукурузном поле. Посадка с убранными шасси и выключенными двигателями прошла успешно. Из 226 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа, сообщили в областном Минздраве, в Раменскую центральную больницу доставлены 23 человека, в том числе беременная женщина и девять детей. За исключением одной пассажирки, чье состояние оценивается как средней степени тяжести, все получили легкие травмы. Их уже отпустили из больницы.

    Бесстрашные чайки

    Заслуженный пилот СССР, бывший замминистра гражданской авиации Олег Смирнов рассказал, что столкновение летящего самолета с птицами — серьезная проблема для мировой авиации. Конструкторы воздушных судов предусматривают меры защиты двигателей от залетов птиц, а аэропорты отпугивают пернатых от мест приземлений и взлетов. Но пока этих мер недостаточно. По статистике, такие столкновения происходят ежедневно.

    «Но 99% случаев заканчиваются тем, что при входе в двигатели просто остаются следы останков птиц. Или гнутся лопатки турбин. А такие отказы — редкость, но, к сожалению, они бывают, иногда с тяжелыми последствиями. Когда двигатель разрушается от удара большой птицы, лопатки вылетают, пробивают путепроводы, возникает пожар и так далее», — сказал он.

    Заслуженный летчик-испытатель, герой России Магомед Толбоев объяснил, что при отказе одного двигателя, если лайнер набрал скорость, еще можно долететь до аэропорта. Но когда это происходит в момент взлета, а чайки попадают в оба двигателя, времени на размышления у экипажа меньше.

    «Чайки очень смелые. Это не те птицы, которых можно отпугнуть, заставить уйти с курса», — подчеркнул Толбоев.

    Посадка на поле

    Сбить чайку с курса. Насколько трудно посадить самолет в поле после столкновения с птицей | Изображение 1
    Источник фото: РИА «Новости»

    Смирнов оценил действия экипажа судна как абсолютно правильные. Руководствуясь международными правилами и рекомендациями, самолет сажали с убранными шасси — так поступают при приземлении вне ВПП. Это предотвращает крупные поломки, а значит, снижает вероятность возникновения пожара.

    Дополнительным фактором, исключившим возгорание, стали выключенные двигатели, куда топливо не подавалось принудительно, под давлением. По мнению авиаэксперта, подготовленному пилоту посадить самолет в поле несложно.

    «Этот случай говорит о том, что командир экипажа Дамир Юсупов был подготовлен так, что для него приземление не составило особого труда. И он благополучно посадил самолет вне аэродрома с убранными шасси», — добавил Смирнов.

    Толбоев также высоко оценил мастерство Юсупова, «красиво и четко» посадившего лайнер. В его летной практике тоже был случай экстренной посадки на поле из-за птицы в двигателе. В 1974 году он приземлился на истребителе-бомбардировщике Су-7Б на картофельном поле. Но тогда Толбоев получил компрессионный перелом позвоночника и перелом носа.

    «Но у меня скорости были большие, у них — маленькие, самолет просторный. Но с пассажирами. Главное, не теряться. Одним словом, молодцы! Приятно знать, что у нас есть такие воспитанные в профессиональном плане летчики!» — заключил он.