15 января 2018, 14:20

Санкции за медлительность: почему россияне подают в суд на Apple

Читать 360tv в

-

Юристы компаний NLF Group и Lex Borealis в начале этой недели подадут иски к корпорации Apple, сообщает «Коммерсант». Истцы собираются требовать от «яблочной» корпорации соразмерного уменьшения цены или безвозмездного устранения недостатков для пользователей, столкнувшихся с проблемой замедления телефонов. Ранее Apple призналась, что намеренно затормаживала работу своих старых моделей смартфонов.

Реклама

Как рассказали «360» в Lex Borealis, юристы компании действительно намерены подать на Apple исковое заявление в московские суды. Замедление работы смартфонов в соответствии с российским законодательством должно быть квалифицировано как «очевидный недостаток товара», за который производитель обязан ответить, отмечает партнер Lex Borealis Дмитрий Пономарев.

По закону «О защите прав потребителей» в случае, если товар имеет недостаток по вине производителя, то покупатель может рассчитывать на бесплатное устранение неполадок или денежную компенсацию. Мы не ожидаем миллионных взысканий по каждому делу, но хотим добиться справедливости. Впрочем, потерпевших много, поэтому в совокупности сумма может выйти существенной — Дмитрий Пономарев.

В ходе делопроизводства юристы планируют опираться на международный опыт, отмечает Пономарев. Первыми в суд обратились жители США, потребовав возмещения морального ущерба и устранения неполадок. Следом за американцами денег от Apple потребовали и южнокорейские пользователи «яблочных» гаджетов. Владельцы устаревших iPhone оценили свой моральный ущерб в 2,1 тысячи долларов на человека. Не остались в стороне и европейцы: прокуратура Парижа возбудила дело в отношении Apple по обвинению корпорации в предумышленном снижении производительности мобильных устройств и намеренном сокращении срока их работы.

Российский суд может принять сторону истцов, если им посредством технических экспертиз удастся доказать, что данный товар не работает в заявленном объеме по вине производителя, объяснил в беседе с редакцией «360» старший преподаватель РАНХиГС, юрист, адвокат Андрей Некрасов.

Согласно действующему законодательству, владельцы подобных iPhone вправе требовать денежную компенсацию морального вреда, причиненного плохой работой гаджета. Правда, размер выплаты небольшой и колеблется от трех до 10 тысяч рублей. При этом если Apple сделает доступным обеспечение, которое решит проблемы, то такой иск уже не будет удовлетворен — Андрей Некрасов.

Планируемое замедление

В декабре американская корпорация подтвердила, что намеренно замедляла работу старых моделей iPhone. Тогда сотрудники заявили, что установленные в iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s, iPhone 6s Plus и iPhone SE литий-ионные аккумуляторы со временем теряют мощность и их энергии может не хватать для того, чтобы работать на полную мощность при холодной или очень жаркой погоде. По этой причине корпорация внесла изменения в операционную систему iOS, которые замедлили выполнение определенных задач.

В ходе преднамеренной акции Apple устаревшие модели смартфонов работали в два раза медленнее, чем в обычном режиме, отметил в разговоре с «360» ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Таким смартфоном было тяжело пользоваться, что мотивировало людей поменять его на более новую модель. Учитывая, что большая часть покупателей Apple проявляет лояльность к бренду, то фактически американский концерн таким способом намеренно увеличивал продажи своих новых смартфонов — Эльдар Муртазин.

Решить проблему медленной работы можно самостоятельно и без существенных потерь для кошелька, объясняет эксперт. Достаточно обратиться в сервисный центр и поменять батарейку для того, чтобы смартфон вновь заработал в полную мощь. В свою очередь, Apple пообещала снизить стоимость негарантийной замены батареи с 79 до 29 долларов. По подсчетам банка Barclays, из-за столь щедрого жеста компания может понести убытки в размере 10 миллиардов долларов.

В 2017 году россияне приобрели свыше 28 миллионов смартфонов, что на 6% больше аналогичного показателя в прошлом году. Примечательно, что впервые после 2014 года покупательский спрос сместился в пользу более дорогих моделей класса люкс. Самыми популярными среди потребителей стали телефоны Samsung — их доля на рынке составляет почти 30%. У его «яблочного» конкурента показатели несколько ниже — около 13% в штучном выражении и свыше 34% в денежном.

Реклама

Реклама