03 апреля 2019, 19:57

Санкции как стимул. Mercedes инвестирует в экономику РФ миллионы евро и не намерен тормозить

Читать 360tv в

Казалось бы, после введения санкционного режима европейский бизнес перестал рассматривать Россию в качестве перспективного рынка сбыта. Немецкий автоконцерн Opel отказался поставлять нам машины еще в 2015 году, а товарооборот со странами ЕС серьезно снизился. Ситуация кардинально поменялась с приходом Mercedes в Подмосковье. Почему немецкий производитель не побоялся выйти на отечественный рынок, разбирался «360».

По данным Российско-Германской внешнеторговой палаты, на территории РФ в настоящее время зарегистрированы и работают порядка пяти тысяч немецких компаний. Ни одна из крупнейших германских корпораций, за исключением разве что Opel, после введения антироссийских санкций не ушла из страны. Наоборот, с начала 2015 года около 30 новых предприятий пришли в Россию.

Реклама

Одним из таких индустриальных концернов стал автомобильный гигант Mercedes. В среду, 3 апреля, президент России Владимир Путин открыл первый в России завод Mercedes полного цикла. Предприятие расположилось в индустриальном парке «Есипово» в Московской области. Немецкий концерн вел переговоры с российскими властями с 2013 года, но строительство объекта несколько затянулось из-за введенных в 2014 году санкций со стороны ЕС и США. В итоге руководство Mercedes все же построило завод, выбрав в качестве локации подмосковную площадку.

По предварительным оценкам, завод будет выпускать более 25 тысяч автомобилей ежегодно, что сделает его одним из самых мощных в Восточной Европе. С подмосковного конвейера будут сходить седаны E-класса, а также внедорожники GLE, GLS и GLC.

Здание предприятия и сопутствующая инфраструктура были построены с учетом зарубежных инвестиций. Как рассказал в ходе своего выступления в честь открытия завода губернатор Московской области Андрей Воробьев, регион инвестировал в строительство парка «Есипово» около пяти миллиардов рублей и предоставил Mercedes внушительные налоговые преференции. При этом немецкий бизнес в долгу не остался и также вложил в производство 16 миллиардов рублей.

Это сотрудничество можно считать взаимовыгодным по целому ряду причин, считает ведущий научный сотрудник Центра Германских исследований института Европы РАН Александр Камкин. «Объективно говоря, спрос на немецкие машины в некоторых российских мегаполисах в разы превосходит аналогичный показатель в германских городах. Поэтому европейские маркетологи решили занять нишу, освободившуюся с уходом Ford, и локализовали производство, несмотря на негативное отношение к нашему рынку американских партнеров», — уверен собеседник «360». В свою очередь, для РФ такой прецедент означает восстановление сотрудничества с компаньонами из Евросоюза, добавляет эксперт.

Помимо России, заводы Mercedes функционируют еще в 13 странах мира. Так, два предприятия полного цикла расположены в США, по одному — в Бразилии и Финляндии. Также машины премиальной немецкой марки собирают в Австрии, Венгрии, Китае, Индии. Плюс четыре филиала работают в Азиатском регионе: Вьетнам, Индонезия, Тайвань и Малайзия. Еще один завод функционирует и на Африканском континенте, в ЮАР.

Прибыльные инвестиции

Несмотря на продолжающееся санкционное давление, немецкий бизнес уже успел адаптироваться к новым условиям. В 2017 году товарооборот между странами увеличился почти на четверть и составил 50 миллиардов долларов. В прошлом году позитивный тренд продолжился: за восемь месяцев страны наторговали на 39 миллиардов долларов, что на 24% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Подобная статистика говорит о том, что европейский бизнес постепенно перестает принимать решения по экономическим вопросам, оглядываясь на своих североамериканских партнеров. «Строительство завода Mercedes в Подмосковье наглядно показывает, что ЕС не намерен больше поступаться своими национальными интересами ради хороших отношений с США. Таким образом они показывают, что устали от „санкционного угара“ Вашингтона», — подчеркнул в разговоре с «360» старший научный сотрудник Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова РАН Владимир Оленченко.

При этом эксперт не исключает, что Германия и дальше продолжит торговую экспансию на российском рынке. «Прошлогодние санкции США, которые накладывают дополнительные 25% — пошлины на импорт стали из Европы, вызвали широкое негодование у немецкого бизнеса. Теперь они понимают, что американцев нельзя больше считать надежными партнерами, и поворачиваются в сторону альтернативных торговых площадок, в числе которых главной становится Россия», — добавляет политолог.

Между тем не только немецкий бизнес стремится расширить свое присутствие на российском рынке. Как рассказал в беседе с «360» зампред правительства Московской области Вадим Хромов, в Подмосковье в будущем могут появиться и другие автопроизводители. «Инвестиции идут в область, мы не ожидаем, что они прекратятся. Например, мы ведем переговоры с некоторыми компаниями, которые еще не локализованы, в их числе значатся китайские партнеры. Когда будут завершены переговоры и появится соглашение, мы сможем озвучить название компании», — подчеркнул собеседник «360».

Реклама

Реклама