• 25 октября 2018, 20:25

    Санкции и спецпосланник. Как Европарламент собирается регулировать судоходство в Азовском море

    Европарламент вновь призывает усилить санкции против России. В этот раз поводом для закручивания гаек послужила эскалация кризиса в акватории Азовского моря, в начале которой европейские чиновники обвиняют Россию. МИД РФ назвал подобные призывы очередным актом политической пропаганды.
    Санкции и спецпосланник. Как  Европарламент собирается регулировать судоходство в Азовском море

    На сегодняшнем заседании члены Европарламента (ЕП) приняли новую резолюцию в отношении России. «Переходим к следующему пункту: ситуация в Азовском море, голосование в целом по резолюции. Кто за, кто против, кто воздержался? Одобрено», — приводит слова председателя ЕП в Страсбурге РИА «Новости».

    Решение европейского законодательного органа высоко оценили на Украине. Так, президент Украины Петр Порошенко поблагодарил депутатов ЕП и выразил надежду на то, что ряд стран-членов ЕС поддержит эту инициативу, а Россия встретит «решительный и адекватный ответ со стороны демократического сообщества». «Благодарен членам ЕП за призыв к дополнительным целевым санкциям», — заявил Порошенко в своем Twitter.

    В свою очередь Москва назвала подобное решение очередным «актом пропаганды» со стороны европейских партнеров. «Если вы посмотрите заявления американских представителей, европейских представителей, вот, сейчас дошло до европарламентариев, они все идентичны, не основываются на базе какой-то фактологической, они являются примером политической пропаганды», — прокомментировала представитель МИД РФ Мария Захарова.

    Накануне депутаты Европарламента подготовили проект резолюции, согласно которому в случае эскалации ситуации в Азовском море санкции против России будут усилены. В частности, чиновники предлагали назначить «спецпосланника по Крыму и Донбассу», который займется положением дел в регионе. В документе также значился призыв к Совету ЕС «потребовать от Российской Федерации немедленно прекратить интенсивные и дискриминационные инспекции судов и рассмотреть, в случае необходимости, соответствующие контрмеры».

    Сейчас в отношении российских предприятий действуют торговые ограничения, которые ЕС ввел из-за строительства Крымского моста. Под них попали шесть отечественных компаний, в числе которых значатся судостроительный завод «Залив», строительная компания «Стройгазмонтаж-Мост» и институт «Гипростроймост». Санкции предусматривают замораживание активов организаций в ЕС и запрет для физических и юридических лиц, зарегистрированных в Евросоюзе, предоставлять им какие-либо средства.

    Даже резолюция ЕП не сможет изменить расстановку сил в регионе, считает президент Центра системного анализа и прогнозирования в Украине Ростислав Ищенко. «Ждать усиления санкций России точно не стоит. Скорее всего, этим решение ЕП хотел инициировать создание еще одной высокооплачиваемой должности, но не более того», — уверен собеседник «360».

    «Морские» провокации

    Санкции и спецпосланник. Как  Европарламент собирается регулировать судоходство в Азовском море | Изображение 1
    Источник фото: РИА «Новости»

    Напряженная обстановка в акватории Азовского моря наблюдается с начала 2018 года. Ситуация обострилась в марте, когда украинские пограничники захватили российское рыболовецкое судно «Норд». Украинская сторона выдвинула против его капитана обвинение в незаконном посещении Крыма и нарушении границ. Затем в августе в херсонском порту задержали танкер «Механик Погодин», представив аналогичные обвинения экипажу судна.

    Тогда российский МИД назвал действия украинских властей «морским терроризмом» и в ответ поручил усилить досмотры украинских судов, проходящих через Керченский пролив. Киев в качестве зеркальных мер стал наращивать военную группировку в акватории Азовского моря. В частности, украинские военные в прошлом месяце спустили на воду два бронекатера типа «Гюрза-М»: «Лубны» и «Кременчуг». Также Украина заявила о намерении создать военную базу на Азовском море к концу 2018 года. Президент страны Петр Порошенко тогда подчеркнул, что Киев готовится к защите от «российской агрессии с морского направления». Украинский истеблишмент заявил, что на этой базе могут в будущем дислоцироваться иностранные суда.

    Впрочем, усилить морскую акваторию с помощью сил НАТО у украинцев вряд ли получится, отмечают опрошенные «360» политологи. Дислоцировать западную группировку в регионе мешает договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, подписанный еще в конце 2003 года. Суть соглашения заключается в том, что обе страны считают акваторию моря и пролива своими внутренними водами. По этой причине торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом РФ или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в них свободой судоходства.

    В то же время военные корабли и другие суда третьих стран могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются с визитом в порт одной из сторон по ее приглашению или разрешению, согласованному с другой стороной. В ином случае проход считается незаконным. Этот пункт позволяет как российским, так и украинским военным беспрепятственно задерживать и досматривать суда другой стороны и иностранных держав.

    Пока договор действует, опасаться активизации иностранных группировок в акватории не стоит, считает сенатор от Крыма Сергей Цеков. По его словам, резолюция не окажет никого влияния на передвижения российских судов в регионе. «Азовское море является внутреннем морем Украины и России, поэтому Европарламент ни коем образом не может выдвигать свои требования. Российские суда продолжат свободно ходить в акватории, а море будет закрыто для иностранных интервенций», — резюмировал собеседник «360».