• Самолет с функцией бани. Что произошло во время рейса S7 Новосибирск — Екатеринбург

    Пассажирам рейса Новосибирск — Екатеринбург жутко не повезло 2 декабря. Сначала их держали на летном поле в автобусе с открытыми дверями при температуре -25 градусов в ожидании опаздывающего человека, а потом — уже во время полета — сломались кондиционеры, из-за чего в салоне получилась настоящая баня. На помощь пассажирам пришли музыканты из группы «Чайф» и бортпроводницы с нашатырным спиртом.
    Самолет с функцией бани. Что произошло во время рейса S7 Новосибирск — Екатеринбург

    Услуги самолетной бани от S7

    Пострадавшими оказались пассажиры самолета Embraer 170 авиакомпании S7, вылетавшего из аэропорта Новосибирска в Екатеринбург. Сначала людей держали на морозе с открытыми дверями на протяжении получаса, так как один из пассажиров опаздывал, а потом, когда все сели на свои места и выдохнули, их настигла еще одна проблема: в самолете сломались кондиционеры.

    Вместо холодного воздуха из отверстий дул горячий. Первое время люди мирились с этим, ведь они только что 30 минут стояли на холоде в -25, но спустя несколько минут стало ясно, что лететь более 2,5 часа в таких условиях невозможно. Как принято у россиян, тут же начались разборки с бортпроводниками. Первым возмутился основатель и бессменный лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин, который с коллективом летел с гастролей. Его беседа с персоналом попала на видео. Мужчина обратился к стюардессе за разъяснениями, однако девушка уверяла, что температура в салоне, которая достигла порядка 40 градусов, нормализуется после взлета.

    Шахрин сказал, что в самолете стояла настоящая «баня», а воздух из вентиляции буквально «обжигал руки». Музыкант отметил, что не хотел устраивать скандал, а пытался донести до экипажа лайнера мнение народа. По словам Шахрина, самолет стоял еще минут 30 на взлетно-посадочной полосе. Кроме того, в лайнере чувствовался запах горелой проводки.

    После того, как пилот пожелал людям приятного полета, объявив его начало, самолет взлетел. Из вентиляционных отверстий повалил ледяной воздух и температура в салоне нормализовалась. Но через какое-то время снова пошел горячий и многим пассажирам стало плохо. Стюардессы подходили к пассажирам и давали понюхать нашатырь, чтобы привести их в чувства. В таких условиях пришлось существовать до конца полета.

    Шахрина возмутил факт, что пилот не вышел к людям и не объяснил ситуацию, а только «соизволил что-то невнятное сообщить» по громкой связи.

    Свердловские следовали организовали доследственную проверку по факту происшествия.

    «360» пообщался с пресс-атташе группы «Чайф» Мариной Залогиной по поводу проверки и узнал, что коллектив не планирует идти в суд с какими-то претензиями.

    «Мы не следим за ситуацией. Долетели — и слава богу. Плохой перелет, даже худший в жизни. Что нам с ними, судиться что ли? Мы не обсуждали — будем подавать, не будем подавать какие-то там жалобы. Отдыхаем от насыщенного тура», — сказала Залогина.

    Заниматься починкой некогда

    Заслуженный пилот России Виктор Саженин в беседе с «360» объяснил, что любая неисправность в какой-либо системе самолета выводится на дисплей пилота, после чего командир принимает решение — взлетать или остаться на полосе до устранения неисправности. То же самое происходит в воздухе — в этом случае пилот решает, лететь дальше или совершить экстренную посадку на ближайшем аэродроме.

    Думаю, поскольку была большая задержка, самолет, вероятно, остыл. И они включили воздух. А далее людьми овладевает чувство стадное: они начинают волноваться, бояться, возникает паника

    Виктор Саженинзаслуженный пилот России.

    Саженин отметил, что если бы был отказ системы кондиционирования, то экипаж действовал бы согласно руководящим документам. «Есть система расшифровок полетных данных, речевой информации — очень много средств, контролирующих работу пилота. Я не думаю, что они с неисправной системой кондиционирования продолжили полет», — добавил Саженин.

    Самолет с функцией бани. Что произошло во время рейса S7 Новосибирск — Екатеринбург | Изображение 1
    Источник фото: Flickr/Dmitry

    По словам специалиста, в самолете есть система отбора заборного воздуха как минимум от двух двигателей — в зависимости от их количества на воздушном судне. «Отказ одной из систем не является критическим. Кроме того, можно запустить вспомогательную силовую установку и получать от нее дополнительный заборный воздух, который будет улучшать обмен воздуха в салоне самолета. Отказы имеют место. Пилоты принимают соответствующие действия в зависимости от ситуации», — заключил Саженин.

    Заслуженный пилот России Константин Онохин в разговоре с «360» отметил, что перед вылетом все системы проверяют. Однако во время полета починить ту же систему кондиционирования невозможно, так как у пилотов нет на это времени. Раньше на воздушных судах были бортинженеры, но теперь из-за развития технологий необходимость в них пропала.

    Перед вылетом все системы проверяют, включая кондиционеры. Пилоты узнают, работает ли она, просто зайдя в самолет: если в салоне становится теплее, значит, все в порядке.

    «Сочувствую пассажирам и в какой-то мере сочувствую экипажу, потому что снести на то, что он (экипаж — прим. ред.) неумело ее (систему кондиционирования — прим. ред.) эксплуатировал — такого быть не может. Это надо быть большим „мудрецом“, чтобы такое сотворить. По всей видимости, это технический отказ, который не позволил его устранить в полете», — объяснил пилот.

    Онохин добавил, что экипажу некогда заниматься починкой. Справиться с ситуацией помогают вспомогательные системы. «Либо в работу входит дублирующая система, которая обеспечивает нормальный перепад давления, и в то же время система регулировки температуры воздуха. Это [на многих самолетах] происходит автоматически, а на многих вручную, в зависимости [от самолета]. Стандартизация на всех самолетах одинаковая. Это была техническая неисправность, которую в полете экипаж устранить не мог», — сказал Онохин.