facebook_pixel
  • 01 декабря 2017, 15:39

    Самолет к подъезду: в России создали воздушное судно, которое обойдется без аэродрома

    В России изобрели самолет с уникальной технологией вертикальной посадки и взлета. Воздушно судно может приземлиться в труднодоступных местах, где отсутствуют аэродромы. При этом аппарат работает на электроприводе и может пролететь без подзарядки около 100 километров. «360» поговорил с авиационными экспертами о будущем российской гражданской авиации.

    Самолет к подъезду: в России создали воздушное судно, которое обойдется без аэродрома

    Технологичный стартап Napoleon Aero планирует выпустить самолет, принцип работы которого позволяет взлетать и приземлиться аппарату без специальных площадок, сообщают «Известия» со ссылкой на руководителя компании Михаила Нуриджанова. В массовое производство воздушное судно планируют запустить через три года.

    Четырехместная машина под названием VTOL будет обладать полезной нагрузкой в 400 килограммов и максимальным взлетным весом около 1,5 тонн. В отличие от аналогов, которые разрабатываются конкурентами, у него две группы двигателей — одна будет отвечать за посадку аппарата, а вторая — за взлет. Кроме того, самолет оснастят моторами на электротяге, работающими от батарей. Одной зарядки должно хватить на полет дальностью 100 километров.

    Стоимость эксплуатации самолета будет существенно дешевле, чем вертолета или конвертоплана, обещают в Napoleon Aero. Перемещение килограмма груза на один километр на борту вертикального самолета обойдется перевозчику в 2,5 раза дешевле, чем на традиционных воздушных судах.

    Созданием подобных самолетов в мире занимаются как крупные концерны Airbus и Boieng, так и частные компании. К примеру, немецкий стартап Lilium Aviation уже проводит испытания аппарата, способного совершить посадку в черте города или в лесу.

    Самолеты, для эксплуатации которых не требуется наличие взлетно-посадочной полосы, позволят сэкономить миллионы бюджетных денег на строительство аэродромов в отдаленных частях страны, отметил в разговоре с редакцией «360» эксперт Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Виталий Бордунов.

    Если такие самолеты запустят в массовое производство, то это приведет к резкому уменьшению потребности в создании аэропортов и аэродромов, что, безусловно, очень выгодно. Также это решит проблему транспортной доступности в регионах — у нас 20 миллионов жителей отдаленных областей Сибири и Дальнего Востока отрезаны от цивилизации из-за отсутствия дорожного и воздушного сообщения

    — Виталий Бордунов.

    Собеседник «360» подчеркнул, что появление электросамолетов приведет к сокращению цены на билет, поскольку издержки авиалиний на топливо уменьшатся в разы. «Цены на авиакеросин уже в следующем году вырастут на 30%, а если аппарат будет функционировать на электричестве, то это снизит затраты перевозчика, что положительно отразится на стоимости билетов», — подчеркивает эксперт.

    200 миллионов на экологию

    Экономический блок российского правительства также задумывается о создании летательных аппаратов, работающих на электрической энергии. К примеру, еще в прошлом году Минпромторг обещал выделить грант разработчикам электрических двигателей, которые бы применялись в самолетостроении. Ведомство предлагало порядка 200 миллионов рублей на создание электросамолета тем, кто предоставит лучший проект в этой области.

    Впрочем, главная проблема таких самолетов заключается в аккумуляторных батареях, от которых питается двигатель аппарата, рассказал в беседе с «360» летчик-испытатель Анатолий Кнышов.

    Аккумуляторные батареи, которые обеспечивают электроэнергию для двигателя, имеют большой удельный вес, что негативно сказывается на грузоподъемности аппарата. Кроме того, эти батареи требуют частой подзарядки, а дальность их полета пока относительно мала. Это правильный путь развития самолетостроения, но он требует значительного усовершенствования

    — Анатолий Кнышов.

    Применение электросамолетов в гражданской авиации существенно улучшит экологическую ситуацию в стране. «Их применение целесообразно, поскольку это экологически чистый летательный аппарат, который не будет выпускать в атмосферу грязных выхлопов, исходящих из газотурбинных двигателей», — отмечает эксперт.

    Пока единственным серийным проектом экологически чистых самолетов стало создание воздушного судна Ту-155 в конце 80-х годов. Тогда в СССР собрали самолет, работающий на сжиженном природном газе. Самолет успешно прошел все испытания и выполнил более ста рейсов, часть из которых были международными. Но после распада Союза проект был приостановлен в связи с неликвидностью.