08 апреля 2019, 20:06
С места аварии — за учебную скамью. Как накажут неопытных водителей, устроивших ДТП
Сотрудники Госавтоинспекции нашли новый способ сокращения числа аварий на дорогах. ГИБДД предлагает посылать на принудительное переобучение водителей, которые стали виновниками ДТП. Мера касается пока только автолюбителей с небольшим опытом вождения — до двух лет. Только за прошлый год новички устроили почти девять тысяч аварий. «360» побеседовал с экспертами и узнал, как инициатива скажется на безопасности дорожного движения.
В ГИБДД изучают новый способ переобучения водителей, ставших виновниками аварий. Речь идет о тех автолюбителях, которые попали в ДТП в течение первых двух лет после получения прав. Таких нарушителей Госавтоинспекция предлагает отправлять обратно в автошколу на переобучение.
Реклама
«В настоящее время мы работаем в рамках стратегии безопасности дорожного движения, которой предусмотрена реализация мероприятий, направленных на совершенствование организационно-правовых подходов допуска водителей к участию в дорожном движении», — рассказал в интервью РИА «Новости» замначальника отдела организации регистрационной и экзаменационной деятельности ведомства Николай Гиляков.
Он подчеркнул, что в разработке плана обучения для проблемных водителей-новичков будет использоваться иностранный опыт. На протяжении 15 лет похожая программа действует в США. В Штатах водителям с малым стажем, попавшим в аварию, сначала назначают поход к психологу, а затем отправляют на курсы вождения. На них он вновь учится управлять автомобилем в течение пары месяцев. Кроме того, если водитель на момент совершения ДТП был пьян, его, опять же, записывают на повторные занятия в автошколу, но уже после принудительной реабилитации. В этом случае опыт вождения не имеет значения.
Нескончаемые пересдачи
В Госавтоинспекции посчитали, что в 2018 году водители, чей стаж составляет менее двух лет, стали виновниками 8,7 тысячи ДТП. При этом годом ранее подобных аварий насчитывалось 10,2 тысячи, а в 2016-м — 11,2 тысячи. Хотя с каждым годом все меньше новичков попадает в аварии, их доля в общем числе инцидентов превышает 10%.
Действительно, инициатива позволит сократить число аварий на дорогах, не исключают опрошенные «360» автоэксперты. По словам координатора движения «Общество Синих Ведерок» Петра Шкуматова, люди с малым опытом вождения попадают в ДТП три раза чаще тех, чей стаж превышает два года. «Причина аварийности состоит не только в небольшом опыте новичков, но и в банальном незнании ПДД. В этом случае лучше отправить его на пересдачу правил, чтобы он потом без ущерба для себя и других автолюбителей выезжал на трассы», — отметил собеседник «360».
При этом часто проблема не в учениках, а в автошколах, которые натаскивают людей, не давая им реальных знаний. «У большинства школ показатели по успешным сдачам абитуриентами экзаменов в ГИБДД не превышают и 50%, то есть налицо неквалифицированная подготовка в заведениях. Ученики вынуждены пересдавать нескончаемое количество раз экзамены во многом из-за того, что преподаватели в школах не дают им знаний. Поэтому без ужесточения контроля над автошколами прогресс в этом вопросе невозможен», — уверен Петр Шкуматов.
При этом не помешает ввести временные права для водителей, которые только получили удостоверения, считает автоэксперт Игорь Моржаретто. Подобная практика действует в соседней Финляндии, где новичкам выдают временные, так называемые ученические права. «Если в тестовый период водитель попал в ДТП или нарушил пункты ПДД, то его лишают возможности водить и отправляют на переобучение», — пояснил собеседник «360».
Пустые дороги
Между тем число россиян, получивших права, с каждым годом сокращается, свидетельствуют данные ГИБДД. Так, в 2017-м ведомство выдало удостоверения 1,33 миллиона граждан, хотя годом ранее права получили почти два миллиона человек. В 80% случаев россияне сдают экзамен на получение прав категории «B». Всего в период с 2010 по 2018 год водителями стали 16,5 миллиона человек. По мнению Игоря Моржаретто, такая тенденция объясняется рядом причин. «Система обучения в автошколах год от года обходится все дороже, плюс в мегаполисах все больше молодое население предпочитает передвигаться на общественном транспорте. Теперь, если начнут аннулировать права молодых водителей и потом за их же деньги отправлять на повторное обучение в школу, процент автолюбителей еще сильнее сократится», — не исключает эксперт.
Впрочем, даже принудительное возвращение за ученическую скамью вряд ли серьезно повлияет на уровень аварийности, считают автоинструкторы. Как рассказала «360» президент межрегиональной Ассоциации автошкол Татьяна Шутылева, 80% ДТП происходит из-за намеренного нарушения водителем ПДД. «Мы можем заново рассказать им теорию, отработать упражнения на площадке и в городе, но вложить им в голову, что нарушение правил может привести к аварии, не представляется нам возможным. В Германии, например, водителей, которые намеренно проехали на красный свет и стали виновниками ДТП, отправляют на экспертизу к психологу, может, нам стоит перенять и этом опыт, а не винить во всем сотрудников школ», — подчеркнула собеседница «360».
Примечательно, что ГИБДД уже пятый год подряд пытается обновить систему сдачи экзамена на водительские права. В одно время сотрудники ведомства предлагали увеличить число упражнений для практической части и соединить «Площадку» с вождением в реальных условиях. Тогда инициатива встретила сопротивление со стороны инструкторов, которые в один голос утверждали, что новшество спровоцирует волну ДТП на трассах с участием реальных водителей. Также Госавтоинспекция планировала реформировать теоретическую часть экзаменов и ранжировать билеты для каждой группы абитуриентов.
Реклама
Реклама