08 апреля 2019, 20:06

С места аварии — за учебную скамью. Как накажут неопытных водителей, устроивших ДТП

Читать 360tv в

Сотрудники Госавтоинспекции нашли новый способ сокращения числа аварий на дорогах. ГИБДД предлагает посылать на принудительное переобучение водителей, которые стали виновниками ДТП. Мера касается пока только автолюбителей с небольшим опытом вождения — до двух лет. Только за прошлый год новички устроили почти девять тысяч аварий. «360» побеседовал с экспертами и узнал, как инициатива скажется на безопасности дорожного движения.

В ГИБДД изучают новый способ переобучения водителей, ставших виновниками аварий. Речь идет о тех автолюбителях, которые попали в ДТП в течение первых двух лет после получения прав. Таких нарушителей Госавтоинспекция предлагает отправлять обратно в автошколу на переобучение.

Реклама

«В настоящее время мы работаем в рамках стратегии безопасности дорожного движения, которой предусмотрена реализация мероприятий, направленных на совершенствование организационно-правовых подходов допуска водителей к участию в дорожном движении», — рассказал в интервью РИА «Новости» замначальника отдела организации регистрационной и экзаменационной деятельности ведомства Николай Гиляков.

Он подчеркнул, что в разработке плана обучения для проблемных водителей-новичков будет использоваться иностранный опыт. На протяжении 15 лет похожая программа действует в США. В Штатах водителям с малым стажем, попавшим в аварию, сначала назначают поход к психологу, а затем отправляют на курсы вождения. На них он вновь учится управлять автомобилем в течение пары месяцев. Кроме того, если водитель на момент совершения ДТП был пьян, его, опять же, записывают на повторные занятия в автошколу, но уже после принудительной реабилитации. В этом случае опыт вождения не имеет значения.

Нескончаемые пересдачи

В Госавтоинспекции посчитали, что в 2018 году водители, чей стаж составляет менее двух лет, стали виновниками 8,7 тысячи ДТП. При этом годом ранее подобных аварий насчитывалось 10,2 тысячи, а в 2016-м — 11,2 тысячи. Хотя с каждым годом все меньше новичков попадает в аварии, их доля в общем числе инцидентов превышает 10%.

Действительно, инициатива позволит сократить число аварий на дорогах, не исключают опрошенные «360» автоэксперты. По словам координатора движения «Общество Синих Ведерок» Петра Шкуматова, люди с малым опытом вождения попадают в ДТП три раза чаще тех, чей стаж превышает два года. «Причина аварийности состоит не только в небольшом опыте новичков, но и в банальном незнании ПДД. В этом случае лучше отправить его на пересдачу правил, чтобы он потом без ущерба для себя и других автолюбителей выезжал на трассы», — отметил собеседник «360».

При этом часто проблема не в учениках, а в автошколах, которые натаскивают людей, не давая им реальных знаний. «У большинства школ показатели по успешным сдачам абитуриентами экзаменов в ГИБДД не превышают и 50%, то есть налицо неквалифицированная подготовка в заведениях. Ученики вынуждены пересдавать нескончаемое количество раз экзамены во многом из-за того, что преподаватели в школах не дают им знаний. Поэтому без ужесточения контроля над автошколами прогресс в этом вопросе невозможен», — уверен Петр Шкуматов.

При этом не помешает ввести временные права для водителей, которые только получили удостоверения, считает автоэксперт Игорь Моржаретто. Подобная практика действует в соседней Финляндии, где новичкам выдают временные, так называемые ученические права. «Если в тестовый период водитель попал в ДТП или нарушил пункты ПДД, то его лишают возможности водить и отправляют на переобучение», — пояснил собеседник «360».

Пустые дороги

Между тем число россиян, получивших права, с каждым годом сокращается, свидетельствуют данные ГИБДД. Так, в 2017-м ведомство выдало удостоверения 1,33 миллиона граждан, хотя годом ранее права получили почти два миллиона человек. В 80% случаев россияне сдают экзамен на получение прав категории «B». Всего в период с 2010 по 2018 год водителями стали 16,5 миллиона человек. По мнению Игоря Моржаретто, такая тенденция объясняется рядом причин. «Система обучения в автошколах год от года обходится все дороже, плюс в мегаполисах все больше молодое население предпочитает передвигаться на общественном транспорте. Теперь, если начнут аннулировать права молодых водителей и потом за их же деньги отправлять на повторное обучение в школу, процент автолюбителей еще сильнее сократится», — не исключает эксперт.

Впрочем, даже принудительное возвращение за ученическую скамью вряд ли серьезно повлияет на уровень аварийности, считают автоинструкторы. Как рассказала «360» президент межрегиональной Ассоциации автошкол Татьяна Шутылева, 80% ДТП происходит из-за намеренного нарушения водителем ПДД. «Мы можем заново рассказать им теорию, отработать упражнения на площадке и в городе, но вложить им в голову, что нарушение правил может привести к аварии, не представляется нам возможным. В Германии, например, водителей, которые намеренно проехали на красный свет и стали виновниками ДТП, отправляют на экспертизу к психологу, может, нам стоит перенять и этом опыт, а не винить во всем сотрудников школ», — подчеркнула собеседница «360».

Примечательно, что ГИБДД уже пятый год подряд пытается обновить систему сдачи экзамена на водительские права. В одно время сотрудники ведомства предлагали увеличить число упражнений для практической части и соединить «Площадку» с вождением в реальных условиях. Тогда инициатива встретила сопротивление со стороны инструкторов, которые в один голос утверждали, что новшество спровоцирует волну ДТП на трассах с участием реальных водителей. Также Госавтоинспекция планировала реформировать теоретическую часть экзаменов и ранжировать билеты для каждой группы абитуриентов.  

Реклама

Реклама