28 февраля 2019, 16:30

С чем боремся, на то и напоремся. Летом изменятся правила регистрации транспорта

Читать 360tv в

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила в августе 2019 года установить новые правила государственной регистрации транспортных средств. Изменения затронут тарифы на изготовление номеров и получение свидетельства о регистрации, а также некоторые другие позиции, которые звучат довольно сомнительно для всех сторон. Что грозит автомобилистам летом 2019 года и как это оценивать — в материале «360».

Уже в августе текущего года ГИБДД перестанет выдавать регистрационные знаки: их изготовлением займутся частные предприятия. Инспекция будет только присваивать цифробуквенные комбинации каждому автомобилю, а забота по изготовлению номерных пластин с этими комбинациями ляжет на плечи водителей.

Реклама

В ФАС предлагают назначить предельную цену за изготовление автомобильных номерных знаков в две тысячи рублей, мотоциклетных и тракторных — в 1,5 тысячи рублей, а транзитных номеров — в 200 рублей. Кроме того, от 500 рублей до 1,5 тысячи придется заплатить за печать свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС). Это произойдет 4 августа 2019 года вместе с принятием закона «О государственной регистрации транспортных средств» и другими постановлениями, связанными с ним.

В списке ФАС несколько нововведений, включая эти положения: при покупке машины в автосалоне не нужно будет ехать в ГИБДД за номерами, так как их напечатают прямо у дилера; при регистрации автомобиля в ГИБДД ему присвоят комбинацию из букв и цифр, а алюминиевую пластину нужно будет сделать у частного производителя. Чтобы избежать мошенничества, для таких фирм установят предельную цену на изготовление госномера.

По нынешним правилам, цена на изготовление госномера составляет те же две тысячи рублей — то есть ничего не изменилось. Все-таки возникает вопрос, насколько полезными новые правила будут как для водителей, так и для государства. «360» пообщался с представителями автомобильной сферы и узнал их мнение по поводу грядущих нововведений.

Рынок заполнится

Москва — богатый город, здесь всегда есть заинтересованные и состоятельные предприятия, которые будут готовы взять на себя бремя, способное впоследствии принести прибыль. В столице в принципе много организаций, в которых можно быстро изготовить или восстановить государственные номера, как и в других крупных городах. Однако регионы не так развиты, поэтому возникает вопрос, смогут ли местные бизнесмены позволить себе недешевое производство автономеров. 

Автоэксперт Юрий Антипов в беседе с «360» отметил, что в Москве новые правила будут работать без проблем.

То, что касается регионов, я думаю, что рынок очень быстро заполнится, потому что дефицит в рынке существовать по экономическим моментам не может. То есть, как только это будет утверждено, частный сектор уже подготовится к этому моменту. Тут самое главное ограничить стоимость

Если государство рационально ограничит стоимость услуги, то бизнесмены будут точно планировать свою предполагаемую прибыль. Кроме того, у тех автовладельцев, которые захотят воспользоваться данной услугой, тоже не будет возникать вопросов.

Антипов отметил, что новые правила не создадут дополнительных сложностей. Частникам будет даже удобнее, ведь вводятся электронные документы на машину, что поможет организациям оперативно получать информацию о владельце и самом автомобиле.  

Говоря о рисках, которые может создать предложение ФАС, Антипов сказал, что самое главное — регламентировать верхнюю цену на изготовление госномеров. «Понятно, что номерной знак — это алюминий, дюраль и краска. Если эти вещи будут дорожать, то потом норматив должен быть оперативно пересмотрен. На Москве уже это отработано», — объяснил Антипов.

Это обычный бизнес, который если разрешен и он в рамках действующих нормативных актов, то проблем не будет нигде — хоть у нас, хоть во Владивостоке

По словам Антипова, старая система была плоха из-за того, что сотрудники ГИБДД занимались «работой с железками», имея при этом массу других обязанностей.

«ГИБДД, помимо выдачи номеров, замены и так далее, занималась массой других функций: это постановка на учет, снятие с учета, вплоть до техосмотра. В плане того, что сейчас у них народ по численности сокращен, там были очереди. [Были] некоторые улучшения, когда ГИБДД перешла на электронную очередь. Тем не менее это (выдача номерных знаков — прим. ред.) не получалось день в день», — добавил специалист. 

Если человек лишится автомобильного номера, он не сможет сесть за руль этого авто до тех пор, пока не поставит его обратно. В ГИБДД это делается достаточно долго, даже учитывая возможность загрузить все документы в электронном виде.

Этот минус автоматический будет уходить. ГИБДД разгружена этой ненужной работой по железкам, частники будут оперативно реагировать на запросы — и в конечном итоге автовладелец не будет напрягаться

Антипов подчеркнул, что в Москве с введением новой системы проблем не будет, а касательно регионов — «рынок сам регулирует, сколько надо частных компаний, чтобы он был насыщен данной услугой». Единственный момент — правильно ограничить верхнюю цену, чтобы частники «не наживались».

«Верхняя планка введена, бизнес тут же отреагирует, в том числе в регионах, и отрегулирует количество таких фирм, которые этим занимаются, потому что избыток их будет приводить к потере прибыли и безработице, а недостаток тут же будет восполняться образованием новых фирм», — заключил Антипов.

От чего уходим, к тому же приходим

Автоюрист Дмитрий Булавин высказал «360» обратное мнение по поводу предложения ФАС. По его словам, страна всеми силами пытается «переориентировать государственный сектор с государственных рельсов на частный сектор».

Я согласен, что если брать крупные города, там есть определенные ресурсы, есть ипэшники. А если брать мелкие города, то это коснется их, потому что там с этим все обстоит намного хуже. Естественно, там будет нехватка госномеров и так далее. Придется ехать в какие-то областные центры, опять же, это неудобства

В качестве примера, почему новые правила могут не сработать, Булавин напомнил о законе об ОСАГО после редакции в 2017 году, когда государство решило возмещать ущерб для ДТП не деньгами, а ремонтом. По словам Булавина, правительство стремилось бороться с мошенничеством, но в итоге некоторые страховые компании продолжили выплачивать сумму ущерба деньгами, а не ремонтом.

«Законодательная инициатива заглохла. Как мошенники были, которые пытаются получить деньги со страховых компаний нелегальным способом, так они и остались. Ничего не поменялось», — подчеркнул Булавин.

Булавин отметил, что было бы лучше сначала провести эксперимент, в котором попробовать этот закон на предмет выгоды, удобств и пользы. «Апробировать закон в каких-то определенных регионах, взять средний регион по стране, второй — более густо населенный. Как сейчас часто бывает: Москва берется и, допустим, регион, не такой богатый, как Москва. И апробируется закон там и там», — предложил Булавин.

Надо учитывать экономическую ситуацию в регионе. Москва, Питер — не показатель для оставшейся России. У нас в регионе это может сработать, а где-то в другом, где население более бедное или менее бедное, это не сработает

Старую систему регистрации транспорта Булавин считает вполне удобной и понятной. В любом случае, по словам специалиста, мошенники ищут любой способ где-то получить больше денег или упростить какие-то процессы за, опять же, деньги.

Так, например, правительство тестировало эксперимент с техосмотром, который не удался. Сейчас приняли новый закон — что машины старше двух лет должны проходить платный техосмотр.

«У нас государство столкнулось с дилеммой, что очень многие обходят этот закон. Ты приезжаешь в платный сервис по техосмотру и там получаешь диагностическую карту, которая свидетельствует, что твоя машина годна для эксплуатации. Понятно, что этим центрам выгодно продавать свою услугу, и государство столкнулось с дилеммой, что некоторые автомобили не удовлетворяют этим условиям», — отметил Булавин.

Также автоюрист напомнил, что пару лет назад государство боролось с платными номерами — три девятки, три шестерки и так далее. «Сейчас мы придем к тому же, что эти номера будут выдаваться таким образом. То есть придет человек в платное МРЭО, естественно, у кого больше денег, он закажет такой [блатной] номер. У кого-то это вызовет недовольство — у чиновников с мигалками, — что госномера продаются. Мы от чего уходим, к тому и приходим», — заключил Булавин.

Реклама

Реклама