«Русские пришли!» Как «Балканский рубеж» из посредственного боевика превратился в мощную политическую драму о будущем | 360°

26 марта 2019, 01:40

«Русские пришли!» Как «Балканский рубеж» из посредственного боевика превратился в мощную политическую драму о будущем

Читать 360 в

Вышедший аккурат в двадцатую годовщину войны НАТО против Югославии, закончившейся отторжением от этой страны края Косово, фильм «Балканский рубеж» немедленно возглавил российский прокат, приобретя и на «Кинопоиске» не слишком частый у отечественных фильмов рейтинг «7.4». Фанаты фильма, впрочем, недовольны – абсолютные сборы кажутся им недостаточно высокими. Известный журналист Егор Холмогоров, один из самых яростных пропагандистов новой ленты, даже обозвал в сердцах часть российских зрителей, которые ходит на «Бабушку легкого поведения» и «Громкую связь» вместо «Балканского рубежа» не иначе как «дегенератами».

Есть, впрочем, у «Балканского рубежа» и категорические противники. Главный кинокритик либерального лагеря, главред журнала «Искусство кино» Антон Долин номинировал его на звание «худшего фильма года», резюмировав содержание картины в следующей формуле: «– худшее зло на планете — НАТО; — на втором месте мусульмане, но все-таки на втором, без НАТО у них бы ничего не вышло; — но мир не скатится в тартарары, поскольку НАТО противостоят славяне; — самые крутые славяне — русские, без них остальным славянам, пожалуй, кранты»; — а из этих лучше всех десант, но желательно с секретной миссией и без погон». Критик из «Взгляда» и известный специалист по Балканам Дмитрий Бавырин тут же уличил Долина в том, что фильм тот на самом деле недосмотрел, и вынудил его в этом публично признаться.

Короче – кипят скандалы и расфренды в соцсетях, мечи тупятся о щиты. Давно никакая российская лента не вызывала столь бурного обсуждения среди пишущей братии. Кажется, повторяется ситуация весны 1999 года, когда все, кто был хоть немного в теме, делились на друзей и врагов по критерию «за сербов» или «за НАТО». Поддерживаешь Евгения Примакова, развернувшего самолет над Атлантикой и демонстративно не поехавшего в Вашингтон, или же считаешь, что с Америкой надо дружить. Косовская драма и сегодня, двадцать лет спустя, почти никого не оставляет равнодушным.

Сюжет фильма — это военно-политическая фэнтези вокруг реального исторического эпизода. Накануне «Броска на Приштину» — стремительного пятисоткилометрового перехода российских десантников из состава миротворческих сил в Боснии, маршевой колонной выдвинувшихся на главный в Косово аэропорт Слатина, в воздушной гавани уже действовала группа из 18 российских спецназовцев во главе с Юнус-Беком Евкуровым, нынешним президентом Ингушетии, который описывает суть операции так:

В обстановке безвластия — это было во многих региональных конфликтах — власть берут в руки местные криминальные авторитеты. И в Косове была такая же ситуация: в каждом районе, на каждом углу свой хозяин, все с оружием — беспредел. И аэропортом тоже заведовали они. Никаких регулярных военных формирований, только небольшие группы, которые по своим возможностям захватили ряд таких стратегических объектов. Наша группа выжидала, когда часть этих людей уходила вечером — на свои разбойничьи дела или, может, в кабаки. Под утро они возвращались и целый день отсыпались. Мы выбрали момент, когда на месте было небольшое количество людей, воспользовались этим и заняли аэропорт

Киношники, таким образом, добавили к реальной операции боевую сцену с обильным использованием пиротехники, выживанием после прямого попадания из гранатомета, бравых подвигах при только что оторванной ноге, и прочую ненаучную фантастику в стиле старого-доброго «Коммандо», когда одним махом наш русский коллективный Шварценнегер под командой Гоши Куценко семерых побивахом. Оказывается этот старый добрый прием фильмов с истертых до ряби видеокассет все еще работает. Да и смонтирован бой хоть и без всякого подобия реализма, но очень зрелищно.

Однако боевка начинается только во второй половине фильма, когда мы уже так подсели на иглу сопереживания героям, что абсурдность происходящего на экране уже теряет всякое значение – лишь бы ребята остались живы и замочили этих гадов.

Тема «гадов» раскрыта в фильме чуть более чем полностью. Демонический албанский террорист Смук, чем-то напоминающий «нашего» ичкерийского супертеррориста Басаева, убивает, насилует, режет горло, расстреливает заложников, попутно приторговывая наркотиками (справедливости ради именно такой террорист, Хашим Тачи, возглавляет сейчас Косово, избежав в «международном трибунале» всех обвинений в том, что участвовал в продаже людей на органы).

Сверху его прикрывают мрачные бомбардировщики «стелс» бомбящие роддом в вечернем Белграде. Сбоку помогают подлые немцы под видом гуманитарной миссии. Спасения терроризируемым сербам нет ниоткуда – их лишь небольшая группа полицейских, которых возглавляет прославленный герой югославских фильмов про индейцев Гойко Митич.

В реальности все было немного сложнее. Сербы вели операции против албанских террористических групп в Косово довольно большими военными силами, в которых главную роль играли «красные береты» – подразделения специальных операций. Они были исключительно беспощадны с террористами и вызывали у них особую ненависть. Именно они проводили те депортации нелегальных мигрантов из Албании, которые натовская пропаганда потом объявила «геноцидом албанцев» и на основании этого вмешалась во внутренние дела Югославии.

Албанские боевики ненавидели красных беретов сильнее всего, поэтому когда в фильме герой Милоша Биковича надевает красный берет, то это значит, что пощады он уже не ждет. Натовцы, начав войну, сосредоточили свои удары именно на сербской армии и полиции в Косово и загнали ее в укрытия, а потом вынудили Милошевича ее вывести. После чего террористам и впрямь противостояли только ополченцы с берданками и редкие полицейские, которым было некуда отступать.

Фильм просто зашкаливает своей неполиткорректностью и натуралистичностью. Где еще сейчас покажут, как террорист требует от православного священника произнести шахаду, то есть принять ислам, но тот умирает, прославляя Христа. Показана и традиция албанских боевиков вырезать сербские деревни оставляя как свидетеля одного ребенка. Одна из самых мощных, с просто зашкаливающим «саспенсом» сцен в фильме, когда бандиты используют детей для разведки.

Создатели фильма непрерывно барабанят тебе по нервам. Порой это все уже за гранью всякой натуральности, но твое восприятие уходит в свободное плавание и оторваться от фильма решительно невозможно. Мне лично захотелось пересмотреть его еще раз – и, видимо, несмотря на то, что то тут, то там из масштабной трагедии торчат детали средней руки боевика «с Гошей Куценко», который не постыдились бы показать по НТВ в будний день, эту ленту будут еще не раз и не два пересматривать.

Будем честны – кино вытянули не столько наши, сколько сербские кинематографисты. Над ним незримо витает дух Кустурицы, материализующийся в финале, а большую часть драмы тянут на себе нервный Милош Бикович и сексуальная буквально в каждом жесте Милена Радулович, играющая главную героиню. Гойко Митич и в самом деле скачет как Чингачгук, а у Александара Сречковича получился настолько убедительный головорез Смук, что как бы артиста не начали бить, перепутав на улицах.

Наш же кино-спецназ во главе с Куценко выглядит откровенно бледно, как в сериале, выделяется только Равшана Куркова, искрометно сыгравшая снайпершу Валю. Да Антон Пампушный, которому отведена значительная часть экранного времени, не портит собой ни одну сцену и держится монументально-мужественно.

Но как собирательный образ, команда спецназовцев все-таки удалась. Она символизирует не столько крутых по отдельности парней, сколько совокупную русскую силу, являющую всю тысячелетнюю мощь Государства Российского, которое даже управляемое предателями и негодяями, как это было в 1999, все-таки находит в себе достаточно сильных людей и работает достаточно четко, чтобы наткнувшись на них, машина американской гегемонии дала бы сбой. Пусть в Сербии все закончилось в итоге без блистательного успеха, но мы знаем немало других эпизодов из дальнейшего, когда натовцам и их цепным псам не поздоровилось.

И фильм этот, кажется, не столько о прошлом, сколько о будущем. Так сказать инструкция нашим силовикам – как выполнять с риском для жизни спецзадание в тылу врага, как не подчиняться приказам, если приказы предательские, как помнить, что огромное число далеких и близких людей на планете с надеждой ждут возгласа «Русские идут!».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама

Реклама