• Ручная стыковка «Союза» и МКС. Почему это было опасное, но мудрое решение?

    Попытка «Союза МС-14» пристыковаться к Международной космической станции не удалась с первого раза. Космонавтам пришлось вручную менять местоположение другого модуля, чтобы освободить место для «Союза МС-14». Почему только рискованное ручное управление помогло спасти модуль (и робота «Федора») от гибели — в материале «360».
    Ручная стыковка «Союза» и МКС. Почему это было опасное, но мудрое решение?

    Abort the mission

    Ракета с космическим кораблем «Союз МС-14», на борту которого находился робот «Федор», стартовала с космодрома Байконур утром 22 августа и направилась к МКС. Стыковка со станцией наметилась на утро 24 августа, однако с первого раза специалистам не удалось «припарковать» корабль. Сначала «Союз» подошел на 96 метров к станции, но потом вдруг отдалился на 280 метров. Из-за этого у Роскосмоса, который занимался пуском, появилось сомнение насчет успеха миссии. Специалисты предупредили, что если со второго раза стыковка не произойдет, то «Союз МС-14» затопят вместе с «Федором».

    Причиной неудачи при первом сближении стали проблемы в усилителе системы автоматической стыковки «Курс» на борту МКС. В тот момент работники станции не могли взять на себя ручное управление из-за отсутствия необходимой системы на борту «Союза МС-14». Ситуацию не стали называть критической, подобные случаи были и раньше.

    В понедельник специалисты провели перестыковку «Союза МС-13» со служебного модуля «Звезда» на малый исследовательский модуль «Поиск», куда 24 августа не смог причалить «Союз МС-14» с роботом «Федором» на борту. Стыковку провел космонавт Александр Скворцов в ручном режиме. Это позволило освободить модуль «Звезда» для повторной стыковки «Союза МС-14».

    После этого работники МКС проверили радиолокационную аппаратуру системы сближения «Курс» на станции и на корабле «Союз МС-14». Вторая попытка стыковки 14-го «Союза» состоится 27 августа.

    Если стыковка увенчается успехом, то корабль вернут на Землю 7 сентября, как и планировалось изначально.

    Ведущий научный сотрудник Института космических исследований Российской академии наук Натан Эйсмонт рассказал «360», что изменение мест для стыковки было необходимо, потому что в стыковочном модуле, куда корабль приблизили вручную, были проблемы — там не сработали автоматические системы. А модуль, от которого ушел «Союз», уже проверен и исправен.

    Неприятностей никто не ждет. Все рассчитывают, что все пройдет гладко

    Натан Эйсмонт.

    Что такое «Курс»?

    Конструктивно система «Курс» состоит из активной и пассивной частей. Первая устанавливается на космических кораблях, включая «Союз МС-14», отслеживая взаимные сближения и стыковки. Вторая, пассивная часть, расположена на МКС. Она принимает сигналы от активной части, ретранслирует и передает данные о скорости и дальности на пульт космонавтам.

    Особенность «Курса» в том, что для стыковки орбитальная станция не должна менять свое положение. Кроме того, система может крайне точно изменять параметры.

    Человек или машина?

    Ведущий научный сотрудник Института космических исследований Российской академии наук Натан Эйсмонт объяснил «360», почему российские космонавты и диспетчеры не очень доверяют ручному управлению, в отличие от специалистов из США.

    По словам Эйсмонта, в России меньше доверяли человеку, когда речь заходила про работу с системой управления, и весь процесс взваливали на автоматику.

    Если до какого-то момента автоматическая стыковка проходила без проблем, то переход на ручную стыковку несколько раз приводил к серьезным неприятностям. Оказалось, что к ручной стыковке мы были готовы хуже, чем к автоматической

    Натан Эйсмонт.
    Ручная стыковка «Союза» и МКС. Почему это было опасное, но мудрое решение? | Изображение 1
    Источник фото: NASA/Nick Hague

    Один из чрезвычайных случаев произошел с участием станции «Мир» в 1997 году. Тогда переход к ручной стыковке между «Миром» и кораблем «Прогресс М-34» привел к столкновению. Как результат — разгерметизация одного из модулей. Это случилось из-за ошибки при испытании новой системы управления и сближения.

    Однако переход к ручному управлению необходим, если автоматические системы сбоят или тормозят. Такая стратегия, по словам Эйсмонта, всегда применялась и будет применяться в России.

    В США обратная ситуация: американские специалисты сначала доверяют человеку, а в случае ЧП обращаются к автоматическим системам.