• Рост цен и проблемы политиков. Чем могут обернуться забастовки зерноперевозчиков на юге России

    Дальнобойщики юга России объявили забастовку из-за низких тарифов на транспортировку зерна, которое они возят с перегрузом транспорта. Помимо возможных срывов контрактов из-за задержек поставок и простоя судов, бойкот может ударить по карьерам «южных» губернаторов, а также ростом издержек сельхозпроизводителей.
    Рост цен и проблемы политиков. Чем могут обернуться забастовки зерноперевозчиков на юге России

    Не забастовка, а недовольство

    Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин рассказал «360», что происходящее на юге России сложно называть забастовкой — перекрытий нигде нет. Просто водители выражают недовольство из-за многолетнего демпинга цен на рынке зерновых перевозок, когда грузополучатели потворствовали нарушению законодательства и перегрузу автомобилей, и отказываются работать.

    В настоящее время тариф на перевозку составляет примерно 1430 рублей за тонну при транспортировке зерна на 550 километров, в то время как минимально рентабельная стоимость составляет примерно 1750 рублей за тонну.

    «Машину грузят с двойным или тройным перегрузом, а платят как за одну. Цены на топливо, „Платоны“, запчасти растут, а плата за перевозку остается прежней. Это стало последней каплей. Водители говорят, что уже и закон нарушают, а заработать не могут, работают в убыток, не могут содержать автомобили. Люди просто хотят, чтобы законы работали», — пояснил он.

    По словам Матягина, в России отсутствует эффективная система контроля за исполнением законодательства в этой сфере. И дальнобойщики не хотят и дальше работать в убыток, нарушая законы, поощряя коррупцию и разбивая дороги перегруженными машинами. Они просят, чтобы к ним относились не «как к быдлу», а как к партнерам, чтобы цены были экономически обоснованными и рентабельными. Сейчас, пояснил президент ассоциации, к протестному движению присоединились примерно 60% российских зерноперевозчиков из разных регионов России.

    Под контролем АП

    Первое сообщение о проблемах с зерновозами поступило в ассоциацию еще в июне 2018 года. Приехав на пост ДПС «Владимирский» под Новороссийском, где сотрудники ГИБДД и Ространснадзора взвешивают грузовики, Матягин увидел на стоянке порядка 500 перегруженных вдвое зерновозов.

    «Там перегруз было невооруженным взглядов видно! И как-то же доехали через полстраны! А потом так спокойно по одному подъезжают, путевочку представителю Ространснадзора показывают и едут себе дальше с перегрузом. Я, разумеется, это все зафиксировал», — рассказал глава ассоциации.

    На вопросы Матягина водители сообщили, что под Крымском находится «компания-решальщик», которая за деньги ставит разрешительные штампы на путевки. В Ространснадзоре внятно ответить на вопросы «Грузавтотранса» не смогли. А после этого жалобы в ассоциацию пошли непрерывным потоком. Обобщив случаи и проведя несколько встреч с дальнобойщиками, представители «Грузавтотранса» обратились за помощью к президенту, премьер-министру, в Минтранс и Минсельхоз.

    «Молниеносная реакция была из администрации президента, где дело взяли под свой контроль. Надеемся, что они во всем разберутся и накажут виновных грузоотправителей. И юридически закрепят ответственность грузополучателей и трейдеров за нарушение законов, разрушение дорог, мостов и перегруз машин», — заключил он.

    Дефицита не будет

    Руководитель ростовского отделения «Грузавтотранса» Александр Типикин пояснил «Коммерсанту», что уже возникли проблемы с отгрузками 90 тысяч тонн зерна, что составляет примерно четыре процента от ежемесячных поставок в этой сфере. Однако директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов сообщил «360», что протесты дальнобойщиков, по его мнению, носят ограниченный характер, поэтому ситуация вряд ли обернется дефицитом зерна или другими серьезными последствиями.

    «По моим оценкам, ситуация не сильно обострилась. Ее влияние на перевозки зерна в целом довольно ограничено. Но из-за срывов поставок трейдеры-экспортеры могут в отдельных случаях попасть на штрафы», — сказал он.

    Долгие годы, по его словам, всех устраивала ситуация, когда за провоз зерна с перегрузом платились взятки. Однако в ближайшее время система начнет меняться. Либо, пояснил Сизов, ведут жесткие ограничения, контроль — и коррупция станет невозможной для перевозок с перегрузом. Тогда зерно начнут возить по правилам, цены на него вырастут, а издержки лягут на сельхозпроизводителей.

    «Второй сценарий — пересмотр и повышение текущих требований по весу. Предположу, что сейчас они в значительной степени занижены», — заключил он.

    Проблемы губернаторов

    В случае, если конфликт с дальнобойщиками обострится или разрастется, неприятности могут возникнуть не только у грузополучателей, но и у местных политиков. Не исключено, что задержки поставок негативно отразятся на карьерах «южных» губернаторов. Правда, по мнению президента Центра прикладной политологии и социологии Геннадия Подлесного, не на всех.

    Политолог рассказал «360», что позиции ставропольского губернатора Владимира Владимирова уже давно «достаточно зыбкие». Политические акции ростовского губернатора Василия Голубева тоже идут вниз. А вот глава Кубани Вениамин Кондратьев, наоборот, укрепил позиции. Тот факт, что край находится в числе благополучных и главой региона довольны в федеральном центре, по мнению политолога, подчеркнул недавний визит Дмитрия Медведева.

    «Именно в Краснодарском крае провели совещание по развертыванию производства сельхозтехники. Хотя, если сравнивать размеры местной машиностроительной компании Claas с „Ростсельмашем“, то совещание должно было пройти в Ростове», — отметил эксперт.

    Но то, что совещание все же прошло в Краснодаре, говорит о том, что политические акции кубанского главы идут вверх и вряд ли ему грозят неприятности из-за проблем с зерноперевозчиками. Хотя недавние исследования экспертов центра показали, что в последние месяцы авторитет всех ветвей власти «ушел вниз», а значит, любую инициативу сверху население будет встречать с подозрением.

    «Если ситуация с зерноперевозкой обострится, это не будет такой уж катастрофой для Владимирова. Снимать его не будут. Но какую-то часть рейтинга он может потерять. Все будет зависеть от реальной ситуации, того, как она будет разворачиваться и освещаться обеими сторонами, что будут предпринимать власти и активисты и как на это отреагирует общество», — подытожил он.