facebook_pixel
  • 04 апреля 2019, 16:22

    Россию снова обвинили в искажении сигналов GPS. Чем грозит миру навигационный коллапс

    Россия стала лидером в сфере манипулирования спутниковыми навигационными системами (GNSS), утверждают авторы исследования американской некоммерческой организации C4ADS. Для своего доклада аналитики использовали открытые и коммерческие данные, а также информацию для МКС. «360» изучил отчет и выяснил, с какой целью атакуются сигналы спутников, а также пообщался с экспертами, которые объяснили, чем опасна такая деятельность.

    Россию снова обвинили в искажении сигналов GPS. Чем грозит миру навигационный коллапс

    Подмена сигнала навигационных систем называется спуфинг. Как рассказал «360» главный консультант по спутниковым навигационным системам компании Bosch Николай Михайлов, для организации спуфинга используется специальный прибор-передатчик, который находится на Земле и имитирует сигнал со спутника.

    «Он имитирует его таким образом, что-либо подавляет сигнал вообще, либо при этом еще дополнительно делает вид, что спутник находится в другом месте, уводя тем самым пользователя от его истинного положения», — рассказал он.

    Эксперт подчеркнул, что иногда спуфинг путают с джемингом, то есть помехами, когда сигнал просто подавляется и невозможно использовать спутниковые навигационные системы (GNSS).

    GNSS — это общий термин для всех систем: GPS, ГЛОНАСС, европейский Galileo и китайский Beidou.

    Идем по приборам

    С февраля 2016 года в российских водах более 1300 кораблей не могли определить свои координаты по GPS, говорится в исследовании. Случаев спуфинга за пределами российских территориальных вод намного больше: 7 910. Все суда, которые принимали ложный сигнал, значительно увеличивали риски крушения или посадки корабля на мель. Для корректировки курса капитаны использовали альтернативные методы. По мнению аналитиков, это представляло значительную опасность для мирового судоходства.

    Также эксперты выяснили, что российскую технологию манипулирования с данными спутников использовали более 10 тысяч раз на кораблях, в аэропортах и других местах, выдавая ложные сигналы. Они отметили, что это противоречит статьям регламента радиосвязи Международного союза электросвязи ООН, которые запрещают вредные радиочастотные помехи.

    По версии авторов доклада, Россия использует спуфинг в трех случаях. Первый — это защита президента России Владимира Путина от возможной атаки с воздуха при помощи беспилотников или других аппаратов.

    В качестве примера они привели 15 мая прошлого года, когда прошло торжественное открытие Крымского моста. Тогда навигаторы сбоили по всему Керченскому проливу. По версии аналитиков, спуфинговые передатчики находились в автомобилях охраны, которые сопровождали грузовик с российским президентом за рулем.

    Второй и третий случай использования спуфинга — это защита стратегических объектов на границах России и в Сирии.

    В докладе особо отмечается, что передатчики около авиабазы Хмеймим успешно имитируют данные с настоящих спутников, но никакой достоверной навигационной информации в них нет. Навигаторы GPS, которые будут принимать эти сигналы в реальном времени, не смогут рассчитать маршрут, что делает их практически неработоспособными. При этом сила спуфингового сигнала в 500 раз выше, чем передача данных со спутников. Это может стать серьезной проблемой для гражданской и коммерческой авиации в зоне действия передатчика.

    «Российские войска теперь имеют возможность создавать большие спуфинговые участки, где невозможно использование GNSS. И все это без непосредственного нацеливания на спутник. Эти системы в настоящее время используются в западных и южных военных округах России на границе с НАТО и уже развернуты в зонах конфликта в Сирии», — говорится в тексте исследования.

    Сбивание с пути

    Впервые о подмене сигнала GNSS стало известно в 2013 году. Исследовательская группа Техасского университета успешно подменила сигналы GPS для приемника на борту яхты. Небольшое устройство размером с портфель заставило навигационные системы корабля передавать капитану ложные данные, чтобы он внес исправления в курс.

    Все это привело только к отклонению судна на несколько градусов. Система спокойно приняла ложные сигналы.

    В России о спуфинге впервые заговорили летом 2016 года, когда московские водители написали в социальных сетях о проблемах в работе навигаторов во время проезда около Кремля. На экране показывалось, что автомобиль находится совсем в другом районе города. После о таких же случаях сбоя системы GPS стало известно и в Санкт-Петербурге. Появились версии, что это связано с работой Федеральной службы охраны. Официального подтверждения гипотезы не получили.

    В июне 2017 года капитан французского судна Atria представил прямые свидетельства о спуфинге навигационных систем около побережья Геленджика. Во время прохода корабля навигационные системы показали, что корабль находится в центре аэропорта в 20 километрах от реального местонахождения. В тот день в регионе появились жалобы еще от двух десятков судов в том числе американских на такие же нарушения в работе навигаторов.

    Аналитики C4ADS , изучая случаи использования спуфинга в России, заявили, что они нашли свидетельства использования системы подмены сигнала в Архангельске, на Крайнем Севере, во Владивостоке и в Крыму.

    Осенью прошлого года Норвегия и Финляндия заявили о сбое в GPS-навигации во время учений НАТО «Единый трезубец», которые прошли с 25 октября по 7 ноября. Министерство обороны Норвегии официально обвинило Россию во вмешательстве в работу GPS, а Министерство иностранных дел Финляндии вызвало к себе российского посла для дачи объяснений.

    Норвежские военные высказали предположение, что это связано с деятельностью их российских коллег в Арктике. Официальный представитель МИД России Мария Захарова предложила Осло отправить запрос и пообещала предоставить развернутый ответ о непричастности Москвы к произошедшему. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг ситуацию никак не прокомментировал.

    Если раньше подобные системы подмены спутниковых сигналов стоили достаточно дорого, то с появлением новых технологий эта система может попасть и в неправильные руки, включая террористов, которые запросто могут устроить множество столкновений кораблей или самолетов.

    «Подделка GNSS ставит под угрозу все: от глобальной безопасности судоходства до гражданских финансов, логистики и систем связи», — заявили авторы исследования.

    Ограничение сигнала и кибертерроризм

    Понятие спуфинга известно уже около 20 лет. И первым, кто продемонстрировал удачные попытки использования своего оборудования, был Иран еще 10 лет назад, рассказал «360» главный консультант по спутниковым навигационным системам компании Bosch Николай Михайлов.

    Он подчеркнул, что для судоходства в океане спуфинг не особо опасен, так как все передатчики имеют ограниченную дальность действия.

    Эксперт напомнил случай с иностранными судами около Геленджика и пояснил, что расстояние между кораблями и берегом было очень небольшим, поэтому там это сработало. Но в случае с океаном это вряд ли может произойти.

    Он согласился с авторами исследования, что аппаратура для спуфинга вовсе несложная в изготовлении, но найти ее в открытом доступе просто невозможно. Речь в данном случае может идти только о черном рынке, на который могут попасть злоумышленники.

    Николай Михайлов напомнил, что в декабре прошлого года два беспилотника блокировали работу лондонского аэропорта. При этом в программы дронов заложены данные, что все районы воздушных гаваней — это мертвые зоны. По версии эксперта, злоумышленники использовали спуфинг, поменяв координаты дронов, чтобы они летали над аэропортом.

    Пресс-секретарь НП «ГЛОНАСС» Ярослав Федосеев заявил, перехваты сигналов навигационных систем наблюдаются последние 10−15 лет. В большинстве случаев это делают силовые структуры для обеспечения безопасности. Простые люди действительно могут столкнуться с неудобствами из-за использования спуфинговой аппаратуры.

    «Не могут заказать такси онлайн, потому что геолокационная точка перемещается в какие-то неопределенные места и отображается не совсем корректно», — пояснил он.

    По его словам, каким-то образом защитить сигнал со спутника от внешнего вмешательства невозможно, чем вполне могут воспользоваться злоумышленники.

    «Вопрос кибертерроризма действительно назревает давно. Но тут следует понимать, что такое может применяться повсеместно. К примеру, автомобиль он тоже может представлять опасность для общества, потому что к нему тоже можно подключиться извне, его можно взломать и на нем даже можно дистанционно попробовать поехать», — пояснил он.

    По словам эксперта, такая проблема действительно есть. Для ее решения требуется создание системы защиты сигнала. В данный момент над этим работает множество компаний, в том числе российская «Лаборатория Касперского». Но кроме этого нужно еще и законодательное регулирование, которого пока нет.