04 июня 2019, 15:05

Бизнесмен из хип‐хопа. Почему российским рэперам далеко до Jay‐Z

Читать 360tv в

Американский рэпер Jay-Z попал в список миллиардеров по версии Forbes. Темнокожий хип-хоп-артист заработал свыше одного миллиарда долларов. При этом внушительный капитал певец приобрел вовсе не за счет своих композиций и продюсирования, а благодаря вложениям в производство шампанского и акциям Uber. На чем еще, кроме песен, зарабатывают зарубежные и российские представители рэп-культуры, разбирался «360».

Jay-Z стал первым в индустрии хип-хопа исполнителем, состояние которого перешагнуло отметку в один миллиард долларов, информирует Forbes. Аналитики журнала посмотрели вложения артиста в различные компании, недвижимость, коллекции предметов искусства и доходы от музыкальной деятельности. В итоге они пришли к выводу, что его капитал достиг одного миллиарда долларов. Примечательно, что считали чистый доход певца, то есть «после вычета приличной суммы с учетом образа жизни» артиста.

По данным издания, в прошлом году рэпер заработал около 76,5 миллиона долларов. Большая часть капитала поступила на его счет благодаря выпущенному альбому Everything Is Love, который он записал совместно со своей супругой Бейонсе. Пластинка сразу попала на второе место в американском хит-параде Billboard 200 и получила первую строчку в iTunes.

Тем не менее наибольшую доходность исполнителю принесло вложение в бренд шампанского Armand de Brignac Champagne — на этих акциях он заработал 310 миллионов долларов. Немногим меньше, 210 миллионов долларов, Jay -Z принесли инвестиции в такие технологические компании, как, например, Uber. Еще на 100 миллионов долларов рэпер обогатился за счет вложений в коньячный бренд артиста D’Ussé, (дочернее предприятие Bacardi). Также у исполнителя есть доля в стриминговом сервисе Tidal, которая дает ему ежегодно еще порядка 100 миллионов долларов.

Часть денег Jay-Z зарабатывает благодаря основанной им развлекательной компании Roc Nation. Фирма имеет собственный музыкальный каталог, коллекцию предметов искусства на 70 миллионов долларов и дорогостоящие лоты недвижимости.

Бургеры, а не песни

Подобные заработки в индустрии зарубежного хип-хопа не являются редкостью, отмечают участники рынка. «Jay-Z — фигура планетарного масштаба, он сумел не только сделать капитал на рэп-музыке, но и затем удачно его реинвестировать. Таких примеров в мире единицы, а в России подобного еще нет», — подчеркнул в беседе с «360» продюсер Иосиф Пригожин. Например, в США этот жанр считается самым популярным у населения.

По данным Forbes, суммарно десяток топовых рэперов зарабатывает около 400 миллионов долларов в год. Причем те, кто только подбирается к топу, получают не менее 15 миллионов долларов каждый.

«В США эта индустрия достигла пикового развития, в то время как у нас она только набирает обороты. У нас можно сравнить доходы топовых зарубежных рэперов разве что со звездами шансона, например, с Михаилом Шуфутинским», — отметил в разговоре с «360» фристайлер RE-pac.

В России ставки на рэперов действительно несколько ниже. Наиболее популярный в стране лейбл — Black Star — в 2017 году заработал около одного миллиарда рублей. Его основатель Тимати стал богаче на 201,7 миллиона рублей. Примечательно, что так же, как и в случае с Jay-Z, Тимур Юнусов зарабатывает вовсе не на песнях. Большую часть прибыли ему приносят компании, совладельцем которых он является, в частности, это сеть бургерных и барбершопы. Также недавно рэпер заключил контракт на совместный выпуск одежды с Минобороны РФ.

«Лейбл Black Star — одна из немногих компаний в стране, которые успешно монетизируют свою популярность. Фактически из музыки они пытаются сделать что-то системообразующее. Примерно так же поступают западные лейблы», — заметил Пригожин.

Также зарабатывает не только на концертах его коллега по шоу «Песни» — рэпер Баста. Ростовский исполнитель в 2017 году увеличил свое состояние почти на 190 миллионов рублей. Внушительную часть заработанного он получил благодаря продюсированию молодых талантов через творческое объединение Gazgolder. К тому же он активно пробует свои силы в роли режиссера и актера. Так, в 2018 году вышла картина «Газгольдер. Клубаре» с Бастой в главной роли. Фильм собрал в российском прокате около 38 миллионов рублей.

Немногим меньше зарабатывает крестный отец культуры рэп-батлов в России Oxxxymiron. Ежегодный доход рэпера от продажи мерча и контракта с Reebok превышает 100 миллионов рублей.

Многие российские рэперы пытаются вложить заработанные на музыке средства. К примеру, Птаха является лицом популярного ювелирного бреда, а Гуф владеет тату-студией. Исполнители понимают, что одной музыкой сколотить состояние сложно

Между тем заработки российских представителей хип-хоп-индустрии даже за счет концертной деятельности не идут ни в какое сравнение с их западными коллегами, признает Пригожин.

«У нас самые топовые рэперы получают около 50 тысяч долларов за концерт, в то время как в США ставки в разы выше. Это объясняется высокой конкуренцией среди отечественных рэперов и, как ни печально, вторичностью их продукта. Они массово заимствуют не только биты, но и сам стиль исполнения, что в итоге и негативно сказывается на их доходах. По сути, они зарабатывают столько же, сколько и китайская подделка, которая копирует всемирно известные бренды», — отмечает Пригожин.

Однако в ближайшие годы ситуация на рынке изменится, уверен создатель и ведущий интернет-шоу Versus Battle Александр Тимарцев (Ресторатор). По его словам, не за горами тот момент, когда наши рэперы запустят свои успешные бренды.

«Сейчас мы пьем шампанское от Jay-Z, а через пару лет появится водка от Хаски и пиво от Гнойного — это лишь вопрос времени. Наши ребята только начинают набирать обороты, например, Баста и Тимати уже соревнуются в продажах наушников под своим брендом», — предположил собеседник «360».

Реклама

Реклама