«Российские поезда были созданы, чтобы пить чай». Что иностранцы думают о поездках в плацкарте | 360°

25 июня 2018, 14:58

«Российские поезда были созданы, чтобы пить чай». Что иностранцы думают о поездках в плацкарте

Читать 360 в

Запах вареных яиц, чайные подставки и задушевные разговоры. «360» выяснил, что восхитило и привело в ужас иностранцев, путешествующих в плацкарте по России.

О том, какую важную роль железные дороги играют в России, иностранные туристы начинают понимать еще до посадки в поезд — как только изучают списки вокзалов, которых лишь в одной Москве насчитывается девять штук, а в Санкт-Петербурге — пять. Многих приятно удивляют цены на самые дешевые билеты, однако к суровым спартанским условиям плацкарта оказываются готовы далеко не все.

Реклама

Ты не ты, когда голоден

Проходящий чемпионат мира по футболу сподвиг туристов со всего мира путешествовать из одного российского города в другой. Футбольный обозреватель New York Times Рори Смит отправился из Екатеринбурга в Самару плацкартным вагоном и совершил, по его словам, «тактическую ошибку» – не приберег достаточных запасов еды.

«Я не взял в дорогу нормальную еду. А все наличные деньги потратил на вафли, поэтому двери вагона-ресторана были для меня закрыты. А там можно было поесть спагетти или сэндвичи», — посетовал журналист.

От голодной смерти его «спасла» соседка по вагону, которая сразу же стала угощать иностранца яйцами, огурцами, помидорами, бутербродами с колбасой и кексами. Когда желудок Смита был уже полон, женщина достала клубничное печенье. Несмотря на вежливый протест британца, она все же ухитрилась положить печенье ему в сумку.

«Сомневаюсь, что подобное могло произойти со мной в Великобритании. Спасибо вам большое, леди», — написал он в своем Twitter.

Что думают французы и американцы о плацкарте

«Рассказываю тем, кто никогда не ездил в плацкарте: это просто спальный скотовоз с полками в два яруса, без разделения на купе, без дверей», – пишет француз Александр Латса в своих заметках о путешествии из Москвы в Карелию. Первоначальный шок от увиденного сменился новым – пассажиры чудесным образом управляются в столь маленьких пространствах без особых проблем.

«Я восхищаюсь русскими, которые могут легко устроиться и спать в поездах. Поезд в России — это точная противоположность метро в Москве. В поезде все уважают личные границы и пространство соседа, а в московском метро этого просто нет. Это дисциплинированное умение жить в поездах — остатки советского прошлого?» – удивляется француз.

Не меньше поразило Латса и радушие пассажиров. По пути в сторону вагона-ресторана он заметил россиян, которые уже достали на стол свои припасы. «На мой сдержанный взгляд на колбасу незнакомец отреагировал моментально: схватил еду и передал ее мне. Я первый раз столкнулся с русской щедростью к незнакомцам, иностранцам и просто чужакам: та же рука протянула мне стакан водки. До вагона-ресторана мы так и не дошли, оставшись с этими незнакомцами. Это было началом товарищества на одну ночь, откровенных разговоров и поглощения всевозможной жидкости», — вспоминает иностранец.

Прогадала с питанием в плацкарте и американка Шеннон. Ей на помощь также пришел сосед по вагону, который к тому же, как выяснилось, неплохо говорил по-английски.

«Самое главное, он дал мне пищу! Я голодала, поскольку не взяла с собой ни курицы, ни огурцов, ни даже крохотного вареного яйца! Рассчитывала, что в поезде будет вагон-ресторан, наивная! В этом поезде не было даже воды, только вот этот „дозатор“ для кипятка, из которого можно заварить чай. Так я выучила урок, как путешествовать на некоторых российских поездах — приносить с собой вареные яйца, хлеб, картошку и пирожки, чтобы выжить!» — написала Шеннон в своем блоге.

Удивительное приключение немца по Транссибу

Немецкий корреспондент газеты Zeit Бьерн Эрик отважился прокатиться в плацкарте по Транссибу. Внешний облик российского поезда он нашел схожим с теми, что курсировали по Германии в 1950-х годах. «У двери в вагон стояла проводница в сером костюме, своим видом не дававшая повода усомниться в том, что она знает свои полномочия. Я бы с удовольствием рассказал ей, как мы рады предстоящей поездке по Транссибу, однако ее выражение лица не слишком располагало к этому», – вспоминает Эрик.

Ему запомнилась невероятная суета, которая воцарилась, когда пассажирам стали выдавать постельное белье. «Проводница раздавала белье, в связи с чем в вагоне начался хаос. 52 пассажира одновременно начали размещать под и над полками свой багаж, распихивать по пакетам и пакетикам вещи, которые пригодятся им в дневное и ночное время и по-солдатски быстро расстилать матрасы. Потом вдруг все вокруг разом успокоилось», – отметил он.

Когда пришло время отходить ко сну, журналиста из Германии озадачил вопрос: что делать, если кто-то из пассажиров будет храпеть? «Например, я сплю очень чутко. Но оказалось, что вопрос был не совсем корректен: вокруг храпел не кто-то один, а сразу много людей. Настолько много, что их храп слился в общий, достаточно приятный и баюкающий фон, под который можно неплохо подремать. Так, по крайней мере, я сказал своей спутнице. Она показала мне жестом, что я сошел с ума, и отвернулась», — пишет Бьерн Эрик.

За что британцы любят плацкарт

Британец Том Кларк считает, что жизнь в российских поездах, и в особенности в плацкартных вагонах, – уже давно стала неотъемлемой составляющей национальной культуры России. «Будто добровольные заключенные, пассажиры прекрасно знают правила поездок. Они преклоняются перед вагонными традициями», – отмечает Кларк. Британец очарован традицией россиян посидеть в тишине на удачу перед дальней дорогой, долгими прощаниями с родными вплоть до настойчивых просьб проводников, и, конечно же, стаканами под чай.

«Эти стаканы узнаваемы для всех россиян. Они состоят из двух частей: собственно стеклянного стакана и железной подставки, и многие пассажиры часто пытаются втихомолку оставить их себе в качестве сувенира. Их надежный дизайн напоминает сами поезда, он очень практичный и советский, а кружевной узор на кованых подстаканниках наводит на мысли о сюжетах старинного фольклора. Российские поезда были созданы, чтобы пить чай», – пишет Кларк.

Отмечая магическую атмосферу путешествий по железной дороге в России, британец делает еще более любопытный вывод, который, возможно, отчасти и объясняет развитый у граждан «навык выживания» в плацкартных вагонах: «Для русских поезд — это второй дом».

Реклама

Реклама